Карачаевская порода лошадей
Карачаевская порода лошадей
«Встав поутру, сначала проведай отца своего,
потом скакуна своего»
Карачаевская пословица.
Какую роль играла лошадь в жизни Карачаевского народа, можно узнать ознакомившись с нашим фольклором. Ведь там он описывается сильным, умным, смелым, хитрым существом. Одним из самых знаменитых жеребцов в рассказах является «Гемуда» Карашуайа – богатыря, обладающего бесстрашием, нечеловеческой силой и ловкостью, а также обладающий незаурядным умом. «Гемуда» же в свою очередь, был похож на своего хозяина, не было ему равных в скорости на земле Нартской, потому – что был он как ураган. Не было коня умнее его, он был на столько хитер, что при виде человека он начинал прихрамывать, чтобы не получить сглаз и таким образом его недооценивали противники, а сила у него была такова что ударом копыта об землю, мог он создавать впадины, а через некоторое время там появлялось озеро, грудью он рассекал пополам камень, «словно перепревшую тыкву». А прыжок его над Минги-Тау(Эльбрус) описывается так: «Тогда Гемуда навострил свои копыта, попросил помощи у всесильного бога земли и в один прыжок достиг высоты Минги-Тау. Еще раз собрался с силами, рванулся и так же легко перемахнул на ту сторону. А когда возвращался по своим следам на прежнее место, то зацепил вечную гору копытом так, что полетели во все стороны голубые искры и, рассыпавшись по ущелью, погасли.
С тех пор посредине Минги-Тау лежит седловина, и стало у горы вместо одной две вершины, чистых и белых, как две головки овечьего сыра.» (взято из книги «Сокровище Нартов»).
Так же на сколько Нарты были верны своим скакунам, и скакуны Нартам можно понять из клятвы Карашуайа и Гемуды при первой их встрече:
(Гемуда):
Сенден башхагъа жиер салдырмам,
Сыртыма башха адам къондурмам.
(Къарашауай):
Сенден башха атха кёз къаратмам,
Сенден башха атны да сюймем.
(Гемуда):
Никому, кроме тебя, оседлать себя не позволю,
Никому, кроме тебя, сесть на себя не позволю.
(Карашауай):
Ни на одного другого коня не позарюсь,
Ни одного другого коня не полюблю (Н, 1995, с. 49).
Конечно это просто сказки, но не сказки ли являются историческим наследием народа? Много становится понятно ознакомившись с фольклором того или иного народа, в данном случае становится понятно, какое отношение было у моего народа к лошадям, какое значение они давали им. Они любили и были очень привязаны к лошадям, точно так же как лошади любили их.
Свое начало Карачаевская порода лошадей берет примерно в IV-III веке до н.э. Тогда Сарматские скакуны были известны на всю Европу. Сармато-аланские лошади были особой породы. Их тонкие профили запечатлел античный резчик на колонне Траяна. А памятник Марку Аврелию в центре Рима изображает не только императора, но и его сарматского коня. Таким образом есть основания полагать, что Карачаевская порода самая древняя порода лошадей.
Но основное формирование Карачаевской породы приходится на XI-XII века. После сильного влияния лошадей монгольской группы, и особенно во времена нашествия Чингис-Хана и Тамерлана. Эти лошади выведены методом народной селекции с исполь¬зованием крови восточных жеребцов, поэтому обладают нарядным экстерьером. Максимальная приспособленность к суровым условиям высо¬когорья выражается в высочайшей координации движений, очень точно рассчитанным прыжком при преодолении препятствий. Они являются обладателями самого прочного в мире копытного рога, т.е. практически могут обходиться без подков.
Многие ученые, путешественники, писатели буквально воспели в своих произведениях выносливых, умных и красивых тружеников-скакунов из ущелий Карачая. “Они легки на ходу и я не знаю другой породы, которая была бы более подходящей для езды по крутым склонам и более неутомимой” – писал о карачаевских лошадях в 1828 году французский ученый и путешественник Жан-Шарль де Бесс.
Еще ранее, в 1808 году, академик Г. Клапрот характеризовал этих лошадей: “. сильны, проворны и превосходны для езды по горам”.
“Лошади карачаевцев считаются одними из лучших кавказских пород, они более ценны смелостью своею в езде по скалистым и крутым тропам, шаг их верен и спокоен”, – отмечал в XIX веке русский офицер Шевцов.
После труднейшего перехода через ледники Кавказского Хребта, совершенного Марухским отрядом генерала Бабича в 1878 году, газета “Кубанские ведомости” писала: “Условиям могли удовлетворить лошади исключительно только карачаевской породы”.
В русско-турецкой войне 1877-1878 годов принимали участие до тысячи карачаевцев, их лошади также получили самую высокую оценку. Особые достоинства лошадей карачаевской породы отмечали и многие другие авторы. Свидетельством признания высоких качеств карачаевских лошадей и их широкого использования в казачьих формированиях являются слова известного ветеринарного врача Баталпашинского отдела А. А. Атаманских, который писал в 1913 году: “Карачай в данном случае играет очень значительную роль, снабжая строевыми лошадьми большинство казачьих полков Кубанского и Терского войска и сбывая вообще до 10000 лошадей ежегодно”.
Карачаевские лошади в составе кавалерийских частей русской армии участвовали в переходе Альп, в сражении за Шипку и во многих других военных походах и баталиях. Так, из числа карачаевцев-добровольцев, участников русско-японской войны 1905 года, трое – Локман Эбзеев, Сослан Хасанов и Адиль-Герий Урусов -вернулись домой на своих лошадях.
Когда Карачаевцы были репрессированы в 1943 году, Карачаевская Автономная область была зачислена в Грузинское ССР, а конзаводы были отданы соседним областям. Но самое большое количество конзаводов получила Кабардинская Автономная область, и в последствии «Карачаевская» порода была переписана на «Кабардинскую» во всех учебниках выпускавшихся с 1942 по 1960 годы. Таким образом можно с точностью сказать что Кабардинской породы не существует и не существовало!
В 1957 году карачаевцы вернулись на родную землю. Однако вплоть до конца 1980-х годов в отношении этого народа проводилась политика “ползучей дискриминации” со стороны правящего тоталитарного режима – главного виновника геноцида.
Это сказалось и на процессе восстановления исторической справедливости в отношении национального достояния карачаевцев – древней породы их лошадей. Хотя еще весной 1963 года ученый совет Всесоюзного НИИ коневодства признал необходимость восстановления термина “карачаевская порода” , партийные вожди разных уровней сделали все, чтобы воспрепятствовать этому.
Лишь в 1990-х годах в государственных племенных книгах и официальных перечнях пород СССР и России карачаевская порода и англо-карачаевская породная группа вновь обрели свое место. Это стало результатом десятилетий упорного труда и борьбы таких подвижников своего дела, как М. С. Токов, Б. Д. Узденов, X. А. Аджиев, К.-Г. М. Урусов.
1998 год. 12 августа в 11 часов 30 минут, впервые в истории альпинизма восточную вершину высочайшей горы Европы – Эльбрус покорили карачаевские лошади. Хурзук и Даур постояли на высоте 5633 метра, пожевали овса и спустились вниз
Современные карачаевские лошади характеризуются крепкой, сухой конституцией и своеобразным экстерьером горной лошади. Для них типичны: слегка горбоносая голова со строгими лирообразными ушами, не длинная, крепкая, иногда кадыковатая шея, прочная спина, хорошо обмускуленный, спущенный круп, широкая и глубокая грудная клетка, исключительно прочные сухие конечности с крепким копытным рогом, хорошая обросливость гривы и хвоста, часто с извитым волосом. Масть этих лошадей преимущественно темная – вороная, караковая или темно-гнедая, отметины встречаются очень редко.
2008 году Карачаевские лошади получили мировое признание. Коннозаводчики из Франции выдали этой породе официальной генетический паспорт, своего рода сертификат качества.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что карачаевская лошадь очень ценилась как в Российской империи, так и в СССР. Эта порода является одной из лучших пород не только России (на ряду с Будионовской и Орловской), а так же она является одной из лучших в мире (ни чуть не уступая своими качествами Английским и Арабским скакунам). Карачаевская порода все таки является гордостью не только карачаевцев, но и России.