Скорпионовый хомячок воет
Кузнечиковый или скорпионовый хомячок
Подавляющее большинство обывателей считает хомячков этакими милыми, плюшевыми, безобидными созданиями. Однако, при более детальном изучении жизни этих пушистиков, выясняются прелюбопытные факты. Например, на юго-западных окраинах США и в некоторых районах Мексики обитают совершенно уникальные грызуны – обыкновенный кузнечиковый или скорпионовый хомячок. Поговорим подробно об этом прелюбопытнейшем экземпляре.
Особенности
Кузнечиковый хомячок – всего лишь один из подвидов грызунов подсемейства хомяковых. Габариты зверька невелики – тельце в длину 8–14 см, где почти четверть длины – хвостик. Да и все его невелик — около 50–70 г. Если сравнивать скорпионового хомячка с обычной мышью, то он будет потолще, и хвостик имеет покороче. Шубка зверька окрашена в рыже-желтые тона, на конце хвостика белая кисточка. Характерная особенность зверька – впереди на лапах по 4 пальчика, а на задних по 5.
В естественных природных условиях встречаются грызуны трех видов:
- Onychomys arenicola — южный;
- Onychomys leucogaster —северный;
- Onychomys arenicola — Хомяк Мирсна.
Образ жизни
Зверьки проживают на обширных землях, раскинувшихся от границ Канады до Мексики. Жилищем для них служат норки и гнезда других небольших животных. Кузнечиковые хомячки по натуре захватчики, себя они не утруждают строительством домиков. Зачастую они еще и нападают и убивают владельцев «квартир», редко кто сможет от них убежать.
Наивысший пик активности зверьков приходится на темное время суток, причем это не зависит от сезона. Этот маленький и отважный грызун способен сразиться с более крупными и сильными собратьями, часто выходит победителем из схваток с дикими крысами и мышами-полевками.
В отличие от всех других грызунов, обитающих на смежных территориях, скорпионовый хомяк способен вступить в схватку и выйти из нее победителем с грозным и опасным древесным скорпионом. Его яд совершенно неопасен для хомячка, отсюда и появилось его второе название — скорпионовый. В яростной схватке членистоногий враг может нанести противнику многочисленные укусы и даже проколы, однако, зверек способен стойко перенести все тяготы сражения.
Скорпионовые хомячки ведут одиночный образ жизни, даже охотятся они поодиночке. Редкий случай, когда они собираются в стаю – крупная охота на скорпионов или выбор пары в период брачных игр.
Размножение
Плодиться зверьки способны в течение всего года, однако, как правило, это происходит весной и осенью. Беременность протекает 30–35 дней, после чего на свет в одном помете появляются 3–7 детенышей.
Первые три дня жизни – самое сложное время для новорожденных малышей, они слабы и уязвимы, им требуется усиленное внимание и родительская забота, регулярное кормление. Период взросления длится недолго, уже через 3 недели детеныши готовы к самостоятельной жизни и отселяются от родителей, размещаясь где-нибудь неподалеку.
А через 3–4 месяца молодежь уже в состоянии обзавестись своим потомством.
Скорпионовые хомячки обладают необычайно сильными инстинктами. Это проявляется в том, что малыши, воспитанные без родителей, способны с легкостью освоить навыки охоты, науку нападения и убийства. Непревзойденная способность к выживанию, замечательные охотничьи навыки, все это делает кузнечикового хомяка настоящим хищником.
Радует в этой ситуации только то, что речь идет о крошечном пушистом грызуне, ведь он необычайно агрессивен и атакует молниеносно и без колебаний.
Ночной вой на луну
Трудно себе представить, но этот пушистый малыш каждую ночь отправляется на охоту, становится грозным хищником, и, запрокинув голову к нему, воет на луну, почти как волк. Вой это весьма специфичен и представляет собой высокий писк продолжительностью всего несколько секунд.
Кузнечиковый хомячок воет, чтобы пообщаться с сородичами, устроить своеобразную перекличку. Агрессивность у этих грызунов наследственная. Замечено, особи, воспитанные в полных семьях, наиболее агрессивные.
Секреты устойчивости к ядам
Излюбленная добыча скорпионового хомячка – самый ядовитый во всем мире Аризонский древесный скорпион. Его укус практически смертелен, а вот на кузнечикового хомячка он не действует.
В биологических лабораториях штат Мичиган в 2013 году был произведен ряд опытов. В процессе экспериментов кузнечиковым хомячкам и обычным мышкам вводили смертельные дозы яда древесного скорпиона. Мыши гибли в течение 5–7 минут, тогда как хомячки не чувствовали особого дискомфорта. Тоже самое было и инъекциями формалина.
В результате научных работ было установлено, что эволюция позаботилась о скорпионовых хомячках – у них изменилась структура ионных каналов. В результате чего смертельный яд в крови этих грызунов трансформируется в болеутоляющее.
Ученые авторы научной работы, напечатанной впоследствии в издании «Science», пришли к выводу, что подобный природный механизм обезболивания встречается и у голых землекопов, обитающих в пустынях Африки. Вследствие такой способности животные совершенно нечувствительны к ожогам различными кислотами. Ученые, впрочем, не исключают существование подобного механизма обезболивания и у других животных, просто вопрос этот еще недостаточно изучен.
Абсолютный хищник
Кузнечиковые хомячки, как бы странно это ни звучало, прирожденные убийцы и абсолютные хищники. Они единственные представители роды грызунов – полностью плотоядные. При каждом удобном случае кузнечиковые хомячки убивают и поедают мышей, крыс и ящериц. В трудные и голодные времена они могут даже проявить склонность к пожиранию сородичей -каннибализму. Причем, по мнению большинства ученых, агрессивность эта передается у кузнечиковых хомячков по наследству, из поколения в поколение. Причем наиболее выражена такая агрессивность у зверьков, воспитанных в полных семьях, чем у тех, кого вырастила одна самка.
Итак, кузнечиковый хомяк — идеальный боец, нечувствительный к боли, весьма разумный и отлично размножающийся представитель своего вида. Благодаря недюжинной способности к выживанию, его по праву можно считать абсолютным хищником, не знающему равных среди себе подобных.
Все эти особенности сделали скорпионового хомячка редким гостем в домашних террариумах. Решаясь завести у себя такого редкого зверька, надо быть готовым обеспечить ему все необходимые для комфортного проживания условия, а также помнить, что медицинскую помощь при необходимости ему смогут оказать не в каждой ветеринарной клинике.
Демонический хомяк, что воет на луну и пожирает скорпионов
Пауки, змеи, крысы и акулы больше не пугают? Хочется пощекотать нервы чем-нибудь новым, тем, что вы ни в одном фильме ужасов не видели? Если всё кажется серым и обыденным, советуем прочесть нашу статью, героем которой стал вид хомяков. Реально жутких.
Итак, кто такой скорпионовый хомяк
Их называют кузнечиковыми хомячками (не хомяками, а именно хомячками, как мило), но есть люди, которые не любят вводить других в заблуждение, поэтому существует также название “скорпионовые хомячки”. А по-научному, на латыни это Onychomys. Длина тела этих животных – всего девять-тринадцать сантиметров, масса тела – сорок-шестьдесят граммов, хвост короче половины длины тела. Одним словом, по всем параметрам похоже на обычного домашнего хомячка, который будет мирно бегать в колесе и есть принесённые вкусняшки. Однако не обольщайтесь и не позволяйте глазам себя обмануть. Этим созданиям по душе не сухой корм.
Питание хомяков
Время активности этих хомячков – ночь, когда темнота скрывает все их грехи. Активны зверюшки целый год. Чем они питаются? Различных мелких беспозвоночных, в том числе насекомых. По названию несложно понять, что в рацион хомячков входят кузнечики. Однако это не всё! Они могут пожирать мелких грызунов и ящериц и, что отображено в другом названии, скорпионов. Знаете, скорпионовые хомячки – настоящее орудие борьбы с ядовитыми хищниками: у этих хомячков есть природная защита от яда американских древесных скорпионов, а ещё поднят болевой порог, что делает охоту на смертельное для человека существо довольно лёгкой. Охотятся эти безжалостные убийцы одни, и живут тоже одни. В компании они собираются только когда надо разобраться с большой семьёй скорпионов. После расправы и трапезы – снова все расходятся по разным сторонам, снова все одни. Есть три вида кузнечиковых хомячков – Мирнса, Северный и Южный. Скорпионовые хомячки ловкие, дерзкие, но в меру осторожные. Самое то, чтобы выжить в агрессивном мире.
Это может быть полезно: увидеть этих хомячков вы можете в фильме от Discovery Channel ‘North America – Outlaws and Sceletons’ 2013-го года.
Почему они устойчивы к яду
В 2013 году кузнечиковыми хомячками заинтересовались учёные, в частности Эшли Роув, устроившая эксперименты и, как это принято, попытавшаяся убить мышей и скорпионовых хомяков смертельной для грызунов дозой яда американского древесного скорпиона. Мыши погибли за какие-то пять-семь минут, а хомячки выдержали испытание, не испытав даже никакого дискомфорта. Дальше Эшли Роув решила накачать животных формалином, тоже сильным ядом. Мыши испытывали сильнейшую боль, а хомяки и глазом не моргнули. Дело в том, что попавший в организм скорпионовых хомячков яд скорпиона не мешается с кровью, а попадает в натриевые каналы нервных клеток, растекается по ним и передаёт в мозг хомячка сильнейший болевой сигнал. Боль настолько сильна, что особый канал перекрывает поток натрия в организме, таким образом убирая болевой сигнал. Если яд воздействует на хомяков постоянно, появляется устойчивая мутация мембранного белка, который отвечает за передачу болевых импульсов в мозг. По сути, яд просто бодрит хомячков подобно утреннему кофе. Кажется, это немного похоже по механизму на генетически обусловленную врождённую нечувствительность у людей.
Опасны ли для человека
Вряд ли. Как минимум потому что обитают они на территории от Южной Канады до Северной Мексики, в общем, точно не в России и странах СНГ. А ещё потому что они не охотятся ни на что сильно больше их. В общем, вам нечего бояться. Вряд ли вы задавались этим вопросом всерьёз, а если задавались, то знайте, что боязнь мышей, крыс, хомяков и похожих на них внешне грызунов называется музофобия.
Интересно: инстинкты у этих хомяков достаточно сильные, чтобы потомство умело охотиться с раннего возраста. Уже через три-шесть недель после рождения малыши не нуждаются в родительской опеке и могут сами найти себе пропитание. Генетически обусловлена агрессивность этих животных, причём хомяки, воспитанные двумя родителями, будут более агрессивными, чем те, коих растила одна только мать. Кстати, скорпионовые хомячки не считают нужным самостоятельно строить себе гнёзда – они просто отбирают их у других, в лучшем случае выгоняя предыдущего хозяина жилья, в худшем – убивая.
Они действительно воют на луну?
Иногда скорпионовые хомячки садятся, поднимают голову к небу и высоко пищат где-то одну-две секунды, держа при этом рот широко открытым. А поскольку это ночные хищники, луна на небе есть всегда (кроме новолуния). Вой при этом, разумеется, обращён не к луне – это лишь форма общения и переклички между животными, обитающими на одной территории.
Новый день – новая захватывающая информация. Старайтесь читать про что-нибудь новое каждый день за чашечкой кофе, ведь мир полон интересного и так необычен!
Хомячки-мутанты охотятся на скорпионов
Ученые выяснили, почему скорпионовые хомячки, постоянно охотящиеся на скорпионов, совершенно не чувствительны к яду этих паукообразных. Оказывается, одна мутация, произошедшая много лет назад, позволила этим зверькам использовать нейротоксин в качестве анестетика. Это открытие может привести к созданию обезболивающих препаратов нового поколения.
Следует заметить, что эти пушистые и забавные зверьки, которые обитают на юго-западе США и на севере Мексики, совершенно не вписываются в классическое представление о хомячках — добродушных пушистых увальнях и строгих вегетарианцах. Скорпионовые (или же, как их еще называют, кузнечиковые) хомячки (три вида из рода Onychomys) — суровые и закаленные бойцы, которые каждую ночь вступают в смертельные схватки с ящерицами, другими грызунами, а также ядовитыми насекомыми и пауками, из которых всегда выходят победителями. Иначе им просто не выжить — ведь эти грызуны питаются в основном животной пищей (как шутят мексиканцы, скорпионовый хомячок будет есть семена и зелень только в том случае, если до рассвета так и не найдет того, кого можно убить).
Такое пищевое поведение, а так же суровые условия обитания (скорпионовые хомячки живут в пустыне) наложили отпечаток на характер этих зверьков. Кузнечиковый хомячок весьма агрессивен, поэтому плотных поселений эти грызуны не образуют — иначе они бы все передрались друг с другом сразу же после того, как вырыли бы норы. Эти небольшие (до 13 см в длину с учетом хвоста) животные храбро атакуют даже такую добычу, которая в два-три раза крупнее их — причем эта черта присуща им с самого раннего детства.
Эти зверьки так же не останавливаются перед нападением на такую опасную добычу, как пустынные скорпионы, от яда которых могут погибнуть даже такие крупные животные, как лошадь или корова (не говоря уж о человеке). Более того, в пик засушливого сезона эти опасные паукообразные составляют практически 90 процентов рациона хомячков. И вот что удивительно — было замечено, что при схватке со скорпионом любой хомячок постоянно “пропускал” удары ядовитого хвостового жала, однако, похоже, токсические вещества одного из самых древних сухопутных обитателей на него не действовали! Поединок всегда заканчивался победой грызуна, а потомок древних ракоскорпионов становился для него сытным ужином.
Напомню, что у большинства скорпионов в качестве ядовитых веществ присутствуют нейротоксины, которые в первую очередь парализуют центры нервной системы, отвечающие за движение и дыхание (смерть от укуса скорпиона всегда наступает в результате паралича дыхательных мышц). Принцип действия такого нейротоксина коротко можно описать так — воздействуя на периферические нейроны, он приводит к тому, что нервная клетка посылает в мозг частые болевые импульсы, которые расстраивают всю работу мозговых нервных центров. Поскольку нервная система у всех животных устроена в общем-то одинаково, и нейротоксины воздействуют на нее одним и тем же способом, возникает вопрос — почему же этот механизм не работает в случае скорпионовых хомячков?
Не так давно ученые из Университете Хьюстона (США) выяснили, что, оказывается, у этих животных много лет назад произошла мутация гена, который отвечает за проведение болевого импульса от периферических нейронов к мозгу. То есть, получается, что яд скорпиона действует на хомячка только как местное обезболивающее — при введении токсина мозг зверька не получает никакой информации о том, что это уже произошло. Но как подобная блокада реализуется на уровне самой клетки?
Этим вопросом вплотную занялась группа биохимиков, которой руководила профессор Эшли Роу из Техасского университета в Остине (США) Сначала ученые просто сравнили действие яда представителей одного и того же вида скорпионов на кузнечиковых хомячков и на обычных мышей. Для этого животным вводили небольшие порции выделенных нейротоксинов, и при этом наблюдали за жертвами этого “отравления”. В итоге им удалось подтвердить результаты исследований генетиков из Хьюстона — мышам инъекции нейротоксинов доставляли куда больше дискомфорта, чем хомячкам.
В следующем эксперименте исследователи вводили хомячкам после нейротоксина обычный формалин, инъекция которого тоже способна вызвать болевые ощущения. Однако хомячки этого словно бы не заметили — после порции скорпионьего яда зверьки совершенно не ощущали боли от формалинового укола. Это опять-таки подтвердило предположение хьюстонских ученых о том, что нейротоксины действуют на хомячков как местное обезболивающее.
Проведя более детальные исследования среза тканей животных, ученые расшифровали полностью весь механизм такой странной на первый взгляд реакции нейронов скорпионовых хомячков на действие яда. Дело в том, что их нервные клетки (как и нейроны других животных), обладают двумя типами каналов для пропуска ионов натрия на мембране — один из них обеспечивает инициацию болевого импульса в самой клетке, а второй — передачу этого импульса в мозг. Так вот, нейротоксины скорпиона возбуждали только инициирующие каналы, при этом совершенно не воздействуя на те, которые распространяют сигнал. Таким образом, после попадания яда в организм ни один болевой сигнал просто не доходил до мозга.
Исследовав белки, которые составляют стенки этих каналов, ученые выяснили, что ряд из них отличается от таковых у мышей всего на одну аминокислоту. Значит, именно эта замена и была результатом той самой мутации, которую обнаружили хьюстонские генетики. В результате белки натриевых каналов хомячков получили способность связывать нейротоксин, после чего нервная клетка вообще теряла способность не только чувствовать болевой импульс, но и проводить его в мозг. Именно так и происходит то самое обезболивание с помощью самого же яда, которое дает возможность зверькам не обращать внимание на дальнейшие атаки скорпиона.
Авторы работы, которая была опубликована в журнале Science, пишут также о том, что такой же механизм обезболивания известен и у голых землекопов (Heterocephalus glaber) — любопытных подземных обитателей африканских пустынь. Именно он дает возможность этим неутомимым “проходчикам” не чувствовать боль от ожогов различными кислотами. Не исключено так же, что такой механизм обезболивания вообще широко распространен в мире животных — просто о нем пока что еще очень мало известно.
Исследователи из группы Эшли Роу считают, что их открытие поможет создать не только куда более эффективную сыворотку против укусов скорпионов, но и целый ряд обезболивающих нового поколения. Это будут вещества, которые, проникнув в натриевый канал нейрона, свяжут нейротоксин (или другое вещество, возбуждающее болевой импульс) и тем самым не дадут болевому сигналу пройти в мозг. Такие препараты можно будет использовать при поражениях пострадавших от термических и химических ожогах, высокая смертность от которых обеспечивается именно постоянной подачей болевого сигнала в мозг, что приводит к шоковому состоянию…
Читайте все самое интересное в рубрике “Наука и техника”