Способ запряжки лошадей
Как нужно запрягать лошадь
Кони, повозка — отличный способ передвижения для жителей сельских глубинок и деревень. Однако, несмотря на все преимущества подобных поездок, важно научиться правильно и быстро запрягать лошадей. При отсутствии опыта вопрос о том, как запрягать лошадь, может вызвать сложности, а идеальное умение справляться с этим непростым действием появится только спустя энное количество практик. Чтобы запрячь лошадь, важно изучить не только советы от профессионалов и опытных конюхов, но и ознакомиться со всеми этапами запряжки.
Как запрягать лошадей
Состав упряжки
О том, что лошадь нужно запрягать, знает каждый, однако не все разбираются в строении упряжи, обеспечивающей осуществление задуманных действий. Следует запомнить, что упряжь имеет несколько главных составных элементов, которые мы ниже рассмотрим более подробно.
- Узда — наиболее доминантная составляющая, обязательная для управления животным во время езды. Узда представляет собой затылочный ремень, удило с кольцом. Она оснащена двумя ремнями на щеках и подбородке.
- Седелка — особое приспособление, прикрепляющее и фиксирующее запряжку, способную повысить тягу.
- Подпруга — элемент, который направлен на удержание седелки.
- Шлея — элемент, который позволяет удерживать хомут и фиксировать его во время передвижения. По виду это несколько регулирующихся ремешков.
- Чересседельник — ремень, который проходит в седелке. Креплением является оглобля. Подобный ремешок позволяет удерживать и фиксировать многие основные компоненты упряжи и осуществлять тягу.
- Хомут — элемент, служащий для обеспечения тяги от коня к устройству передвижения. Хомутина, клещи, покрышка, гужи, войлочная подкладка, кольцо и горт входят в состав хомута. Избавить лошадей от сдавливания можно с помощью «послабления» хомута.
- Подбрюшник — ремень, из названия которого уже ясно, где он крепится. Нужен для фиксации.
- Вожжи — компонент особенно важный, ведь благодаря ему движется повозка.
- Дуга — приспособление, которое служит соединительным элементом, амортизатором: гуж «сводит» хомут и оглоблю для смягчения рывков, ударов.
Повозка и телега могут передвигаться правильно, только если при запряжке учитывается важность каждого из элементов.
Разнообразие запряжек для лошадей
Помимо конструкции упряжки, чтобы разобраться в том, как запрячь лошадь, нужно рассмотреть и типы данного компонента. Упряжка необходима, для того чтобы обеспечить тяговое усиление с лошади на телегу, сани, карету. Для сохранения работоспособности подбирается индивидуальный вариант упряжи, регулирующий размер и подходящий телосложению.
На сегодняшний день запрягают лошадь несколькими способами. Как называется и чем отличается каждый из них?
- Постромочный. Данный способ является самым простым, ведь запряжка не оснащена дышлом, дугой и не имеет оглобель. Другое название упряжки — пристяжка. Способ идеален, для того чтобы запрячь экипажи, телегу и выполнять сельскохозяйственные работы. Лошадей запрягают путем накладывания шлеи и фиксации повозочного кольца.
- Оглобельно-дуговой способ идеален для запряжки лошади в традиционную телегу. Для этого следует проверить наличие сиделки, чересседельника, гужей, супони, дуг и нарытника. Подбирать хомут нужно, исходя из размеров лошади, ведь он должен облегать плечи коня, наподобие воротника. Для сужения хомута используют войлочные нашивки. Подобрав маленький хомут, необходимо отказаться от него сразу же. Запрячь лошадь нужно обязательно с чересседельником и сиделкой, дабы тонкий животный покров не был повреждён ремнем. Чересседельник натягивают и пропускают по верхней части. Данный элемент служит распределителем давления для лошадей. Важность дуги состоит в обеспечении правильного положения оглоблей.
- Постромочно-дышловая запряжка (иначе называется парная) подходит только для 2-х животных, что особенно уместно в сельской местности при выполнении тяжелых хозяйственных операций. Парная запряжка предусматривает телегу, оснащённую дышлом (оглоблей, которая находится в центре). Именно к оглобле и пристегиваются кони и лошади. Запряжка состоит из постромков, нашильников и нагрудников. Нужно придерживаться определенного порядка действий, чтобы запрягаемые лошади чувствовали себя комфортно и обеспечили вас качественной работой. Вначале кони помещаются в уздечки и хомуты, после чего расставляются по 2 сторонам от оглобли. Дышло одевается в нашильник (это касается обоих животных) и фиксируется в нагрудном кольце. Благодаря нашильникам, есть возможность контроля над натяжением и фиксацией хомута. Последним этапом является закрепление нагрудников и пристегивание вожжей.
Если лошадей больше двух, то подойдет запряжка цугом. Лошадь, правильно запряженная в повозку, не только избавит от лишних хлопот, но и действительно порадует своей работой. Единственное, что нужно знать, — конструкцию и типологию упряжки. После изучения теоретического материала переход к практике будет простым и быстрым.
Процесс запряжки лошади
Вне зависимости от того, куда вы направляетесь, нужно обеспечить и себя, и лошадей безопасностью, а это возможно лишь при правильной упряжке. Как выполняется русская одноконная запряжка? Важно последовательно и чётко следовать описанным профессионалами шагам.
- В самом начале нужно как следует осмотреть и вымыть лошадь. Важно не только проверить её самочувствие, но и проанализировать, не повреждена ли упряжка и все её составляющие: нигде не должно быть никаких трещин и разрывов. При обнаружении разных по длине гужей важно уравнять их, чтобы не привести к ухудшению передвижения. После осмотра животного и телеги можно переходить к остальным составляющим.
- Нужно соединить подбрюшник с чересседельником с помощью кольца. После продевания внутрь необходимо сделать петельку — ею покрывается оглобля.
- Коней одевают в хомут, оснащают уздой и седелкой внизу холки. Для правильного расположения хомута нужно постараться, ведь он может находиться только клещами к верху. После можно опустить его и перевернуть на шее, зафиксировав при необходимости.
- На следующем этапе ремни и пряжки соединяются туго настолько, насколько может проходить ладошка.
- Коня заводят в оглоблю. Для этого нужно выбрать один из вариантов: животное может самостоятельно перешагнуть чрез жердочку оглобли либо его заводят в неё задом. Также можно использовать метод накатывания для пугливых или молодых животных.
- Берётся дуга и прислоняется к лошади справа, с помощью левой руки перекручивают и подгоняют гужи под необходимый размер. Важно расположить их около края оглобли.
- Дуга продевается с левой стороны петли, второй край перекладывается сквозь оглоблю. При этом важно следить за тем, чтобы петля оказалось внутри дуги, которая находится на шее. Дуга поворачивается выемкой в сторону оглобли, на которую накладывают гуж. Хомут затягивается, клещи обматываются супонью. После их соприкосновения надо следить за расположением дуги и оглобли под прямым углом.
- Необходимо привязать животное к левой оглобле. Начинать вставлять хомут можно лишь после подтягивания лошади на шаг назад.
- Голова накидывается поводом, гуж прикрепляют с темляком таким образом, чтобы не дать лошади поднять её. Каждый ремень кидается через оглоблю, чтобы не допустить «болтания».
- Удило крепится с вожжами.
Так и запрягается лошадь в повозку. Если всё сделано правильно, то вы гарантировано получите безопасную езду и сохраните в норме здоровье животного. Помните, что многое зависит от частоты тренировок, ведь кони являются далеко не простыми животными, потому нужно не только найти к ним подход, но и обладать запасом соответствующих знаний.
Правильно запряжённые лошади и повозка — залог безопасной поездки. На сегодняшний день используют несколько видов упряжек: для одного, двух и более коней. Европейские конюхи разделяют многооконную упряжку для 4-х, 6-х, 8-х животных. Упряжка, к тому же, может быть дуговой, бездуговой, выездной и транспортной. Для работы с 2 лошадьми используют постромочно-дышловой способ, а для прикрепления плуга и экипажа — постромочный. Запряженные красавцы являются качественными и полезными работниками в сфере сельского хозяйства.
Как правильно запрягать лошадь?
В городе умение запрягать лошадь пригодится немногим. Разве что люди, организующие катание на лошадях как досуг, должные обладать этими навыкам. А вот жители сельской местности до сей поры нередко используют этих животных при ведении своего хозяйства, поскольку кони зачастую дешевле, чем постоянно требующие заправки трактор или автомобиль.
Здесь без умения правильно седлать коня или запрягать лошадь в телегу (летом) или в сани (зимой) уже никак не обойтись. Без должного опыта и знаний запряжка животного может быть сопряжена с определенными трудностями. Чтобы запомнить в подробностях все этапы этого процесса, необходимо проделать его не один и не два, а большое количество раз. Однако, всегда что-то приходится делать впервые. Эта статья как раз и посвящена правильной последовательности этого процесса.
Основные элементы упряжи
Перед тем, как начать запрягать лошадь, необходимо разобраться – что входит в состав её упряжи.
Любая упряжь имеет следующие необходимые элементы:
- узда. Является основной частью конской сбруи. Её предназначение – управлять лошадью во время движения. Состоит узда из таких элементов: удила, их кольца, затылочный ремень, двух ремня, располагаемые на щеках, один ремень – на подбородок и один – на лоб;
- хомут. Основное назначение – передача тягового усилия от лошади к повозке. Состоит из: клещей, гужей, самой хомутины, покрышки, подкладки из войлока, горта и кольца. Чтобы избежать сдавливания шеи животного, хомут должен быть свободным;
- седелка. Специальное приспособление, с помощью которого закрепляют и поддерживают запряжку. С его помощью конь тянет повозку на 15-ть процентов лучше;
- подпруга. Устройство для крепления седелки к лошади;
- шлея. Один из важнейших элементов упряжи. С её помощью держится хомут. Она также не дает ему сползать, если лошадь резко ускоряется или, наоборот, тормозит. Состоит из набора ремней, которые регулируют положение лошади в упряжи и удерживают её в ней;
- чересседельник. Представляет собой ремень, который проходит через седелку и крепится к оглобле повозки. Именно он удерживает хомут, дуги и оглобли на лошадиной спине. Чересседельник также участвует в передаче тягового усилия от животного к повозке;
- подбрюшник. Крепится под подпругой и закрепляется на оглобле. Выглядит как еще один ремешок;
- вожжи. Назначение – управление запряженной лошадью;
- дуга. Последний в списке, но не последний по важности упряжный элемент. Служит для соединения хомута и оглоблей. Крепится дуга с помощью гужей и является эдаким амортизатором, который смягчает удары и рывки повозки, тем самым облегчая работу животного.
Итак, из чего состоит сбруя, разобрались. Пора переходить непосредственно к запряганию лошади в повозку. Этапы этого процесса мы расскажем на примере одноконной русской упряжки.
Одиночная оглобельно-дуговая русская запряжка
Как запрягать лошадь?
Оглобельно-дуговая «русская» запряжка
Последовательность оглобельно-дуговой запряжки
1 – Удила 2 – Узда 3 – Дуга 4 – Повод с темляком 5 – Зга 6 – Седёлка 7 – Чересседельник 8 – Шлея 8а – Продольный ремень 8б – Поперечные ремни 8в – Откосный ремень 8г – Ободовый ремень 8д – Мочка 9 – Оглобля |
9а – Гребенка 9б – Тяж 10 – Подбрюшник 11 – Подпруга 12 – Гуж 13 – Хомут 14 – Супонь 15 – Вожжи |
Перед запряжкой лошади необходимо проверить состояние обоза (повозки или саней); проверить гужи на хомуте. Отрегулировать длину их так, чтобы при запряжке лошади супонью можно было бы стянуть вместе клещи хомута и укрепить дугу на оглоблях. После этого надевают уздечку на лошадь, застегивают подбородный ремень, вставляют в рот лошади удила. Если дело происходит зимой на морозе, то необходимо, прежде чем вставлять удила в рот лошади, согреть их в руке. Затем на лошадь надевают седелку, делая движение от холки к спине, по ходу шерсти, и пристегивают подпругу к горту седелки. Хомут надевают на голову лошади клещами вверх. После того как голова лошади пройдет через отверстие хомута, его поворачивают клещами вниз. Делать это следует по направлению роста волос гривы. Расправляют шлею и освобождают из-под хомута и шлеи гриву и хвост. Затем берут в одну руку дугу, вожжи, чересседельник и подбрюшник, в другую – повод уздечки и выводят лошадь из конюшни.
Перед запряжкой на левую оглоблю надевают чересседельник и подбрюшник на расстоянии примерно 40 – 50 см от конца оглобли. Затем на левый гуж хомута кладут оглоблю, в образовавшуюся петлю вкладывают ветвь дуги и переносят дугу через шею животного. После этого поднимают с земли правую оглоблю, прикладывают ее к правой ветви дуги и обхватывают конец дуги гужом сверху через оглоблю. Дуга должна быть заложена на одинаковом расстоянии от концов оглобли. Супонь обматывают 2 раза вокруг клещей хомута и затягивают ее так, чтобы клещи сошлись вместе. Если требуется, то для стягивания супони упираются в правую клещу ногой и затягивают супонь силой рук и корпуса тела. Обматывают супонь еще раз, свободный конец ее просовывают между супонью и клещами и протаскивают его под супонь. Подтягивают супонь так, чтобы осталась небольшая петля, протягивают конец супони обратно и оставшийся конец обматывают вокруг петли. Это делается для того, чтобы при необходимости супонь можно было распустить одним рывком. После затягивания супони дуга должна прочно держаться на оглоблях. При ударе рукой дуга не должна отклоняться назад или вперед.
Если дуга держится слабо, необходимо ее в обратном порядке снять и укоротить оба гужа. Если клещи стянуть невозможно, то гужи следует прибавить. При этом необходимо следить, чтобы хомут у лошади не сжимал шею, а плотно прилегал к ней. Чересседельник продевают через кольца седелки, пропускают его под правую оглоблю и подтягивают с таким расчетом, чтобы между холкой и хомутом и между шеей и хомутом можно было просунуть 2 – 3 пальца. Конец чересседельника обматывают вокруг оглобли. При этом делают петлю, чтобы ее можно было распустить одним рывком.
Подбрюшник пропускают через шлевку подпруги и туго подтягивают к правой оглобле. Повод, скрестив, перекидывают через шею и продергивают в дуговое кольцо. Можно повод пропустить с одной стороны (безгривой); протягивают его через подбородный ремень уздечки и конец также пропускают через дуговое кольцо, обматывают вокруг дуги или прямо привязывают к оглобле с правой стороны. Повод не должен стеснять движения головы лошади. Протягивают вожжи поверх чересседельника и гужей по обе стороны шеи и пристегивают вожжи к кольцам удил, удерживают вожжи в руке и садятся в повозку с правой стороны.
Иванова Г.В.
Запряжка лошади
Практическое руководство
Рано или поздно у большинства владельцев вятки возникает желание или необходимость запрячь лошадь в повозку. Но не все имеют опытного помощника под рукой, а в книгах можно встретить лишь очень поверхностную инструкцию по запряжке.
Поэтому я опишу здесь не только порядок запряжки, но и некоторые тонкости подгонки снаряжения.
Для начала – о строении сбруи и ее предназначении.
Упряжь (сбруя) – приспособление для запряжки лошади в повозку. Упряжь должна быть подобрана для каждой лошади и точно подогнана к ней для того, чтобы не вызывать травматических повреждений, обеспечивать свободное движение конечностей и корпуса, не затруднять дыхания животного во время работы.
Существует несколько видов запряжки. Мы рассмотрим состав русской одноконной дуговой упряжи.
- уздечка с поводом
- хомут
- седелка
- подпруга
- шлея
- чересседельник и подбрюшник
- вожжи
- дуга
1. Узда.
Служит для управления лошадью.
Изменяя длину суголовного и нащечных ремней, уздечку подгоняют к голове лошади так, чтобы удила слегка приподнимали уголки рта на 1-2 складки. Налобный и переносной ремни должны лежать достаточно свободно, чтобы под них можно было просунуть 1-2 пальца. Между ганашами и подбородным ремнем должен свободно проходить кулак.
Если хозяин не желает использовать удила, он оставляет удила под подбородком, управление происходит за счет давления переносного ремня на носовые кости лошади.
1. удила (трензель)
2. кольца удил (трензельные кольца)
3. суголовный (затылочный) ремень.
4. 2 нащечных, которые с суголовным фиксируют трензель во рту лошади.
5. подбородный, который не позволяет узде соскользнуть вперед с головы лошади.
6. налобный, который не позволяет узде соскользнуть назад на шею лошади.
7. переносной, для дополнительной фиксации.
8. повод с темляком (9), для фиксации лошади у коновязи и вождения в поводу.
2. Хомут. Служит для передачи повозке тяглового усилия лошади (85-88%).
- хомутина
- клещи
- супонь
- гужи, для соединения хомута с оглоблями и дугой.
- покрышка
- войлочная подкладка
- горт – ремень для пристегивания шлеи.
- кольца, для вожжей (на основании гужей)
Размер хомута определяют по длине и ширине шеи лошади. Длину измеряют жестким метром. Для этого его накладывают вдоль основания шеи и измеряют расстояние от гребня у начала холки до плечелопаточного сочленения. К полученной цифре прибавляют для возового хомута 6 см, для легкового и пахотного – 3 см. Ширину шеи измеряют циркулем Вилькенса в наиболее широкой части – у ее основания.
Упряжь и основы запряжки лошадей в телегу
Телега для лошади – это, пожалуй, самый первый вид транспорта. При этом, с увеличением потребностей человека в перевозке груза и в транспортировке, усовершенствовались и усложнялись конструкции телег. Более того, все они подразумевали разное количество лошадей, что также усложняло процесс упряжки. О том, как запрячь лошадь сегодня и что представляет собой телега, поговорим более подробно.
Особенности телеги
Телега или подвода чаще всего представляет четырехколесный вид грузовой повозки. В качестве пассажирского транспорта из-за своей неудобной конструкции используется редко. Важно отметить, что сегодня понятие «телега» часто используется как обобщенное, называющее любую конную повозку. Однако на самом деле — это название одноконной четырехколесной безрессорной повозки, грузоподъемностью в 500-700 килограмм. Чаще всего используется оглобельная и дышловая упряжка.
Несмотря на свою примитивность, телега и сегодня является неотъемлемым видом грузового транспорта во многих регионах страны. Имея сложную конструкцию, она используется как в частном домашнем хозяйстве, так и на фермах. Например, в такой повозке легко перевозить сено и грузы в пределах одного хозяйства. А телеги для тяжеловозов могут свободно использовать для перевозки несколько тонных грузов (чаще всего 2 тонны).
Предположительно, что первые телеги возникли в 12 веке. С того времени их основная конструкция и назначение мало чем изменились. Современные телеги, как и раньше, изготавливаются из дерева с металлической нижней конструкцией. Колеса резиновые рессорные, при этом передние зачастую немного меньше, чем задние. Различают бортовую и платформенную телегу.
Как запрячь лошадь?
Для того, чтобы запрячь лошадь в телегу необходимо знать полную конструкцию упряжки, так как именно от нее будет зависеть весь процесс. Функция упряжи заключается в передаче тягового усиления животного на саму повозку. Чтобы сохранить работоспособность лошади, упряжь подбирается индивидуально в зависимости от размера и конституции животного. Для этого есть специальные регулировочные ремни.
В нашей стране сегодня используется три типа упряжки: одноконная, пароконная и многооконная для троек. На Западе среди последнего типа различают четверку, шестерку и восьмерку. Также упряжь бывает дуговой, бездуговой, выездной и транспортной. Более широкая классификация различает оглобельно-дуговую или «русскую» запряжку, хомутово-оглобельную, постромочно-дышловую и постромочную запряжку. Все они отличаются своей конструкцией и способом запрягания лошадей.
Оглобельно-дуговая запряжка
Что нужно, чтобы запрячь лошадь в такую вот традиционно одноконную русскую телегу? Во-первых, нам нужно знать из чего состоит упряжь и все ли у нас есть. Итак, у нас должен быть хомут с гужами, супонь, шлеи (нарытник), дуга, сиделка с чересседельником. Обязательно хомут подбирается индивидуально под свою лошадь. Он должен плотно прилегать к плечам животного, как воротник рубашки. Если хомут большой, его необходимо сузить путем нашивки внутри войлока. Если хомут мал, ним пользоваться вообще нельзя.
Чересседельником без сиделки пользоваться нельзя, так как его тонкий ремень может повредить кожу. Он натягивается и пропускается через верхнюю часть сиделки. Такая часть упряжи помогает распределять давление от оглоблей на спину животного. Дуга поддерживает в правильном положении оглобли, которые держит сам хомут. Каждая часть имеет свою последовательность надевания.
- Запрягать лошадь всегда начинаем с одевания узды. Если на улице зима, удила или трензель нужно согреть в руках, дабы холодное железо не повредило мягкие ткани.
- Затем в левую руку берем упряжь, в праву сиделку с чересседельником и накладываем седелку на спину животного. Сначала кладем ближе к холке, потом, расправляя шерсть, подвигаем на свое правильное положение. Смотрите схему.
- Передняя часть сиделки должна лежать выше холки, задняя – на спине ниже, примерно на уровне 9-15-го ребер.
- Шлея сиделки должна лежать ровно на расстоянии 10 см от локтя животного. Подпругу затягиваем так, чтобы между шлеей и телом коня можно было просунуть два пальца.
- После этого одеваем хомут. Его нужно повернуть нижними частями вверх и продеть через голову лошади. Дойдя до самой узкой части шеи, переворачиваем и кладем в правильном положении. После расправляем задравшуюся гриву и на корпус животного набрасываем шлею.
- Затем заводим коня в оглобли таким образом, чтобы концы как раз располагались на уровне гужей.
- Переходим к правой оглобле и прикрепляем к ней чересседельник за петлю сиделки. Потом также с левой стороны.
- После этого берем дугу, в левой руке держа гуж. Ее нужно подвести снизу под левую оглоблю и, обогнув против часовой стрелки, одеваем конец дуги в петлю. Опять огибаем гужью оглоблю. Кладем дугу на хомут так, чтобы ее правый конец коснулся правой оглобли. Повторяем продевание дуги в петлю правой гужи.
- Переходим к лопатке лошади, берем супонь и стягиваем два края хомута. Это не так легко, как кажется, иногда нужно приложить силу. Но еще нужно проверить хватает ли гужа. Если концы хомута не смыкаются, ее нужно удлинить. Если сомкнулся хомут, но дуга лежит плохо, нужно укоротить гужи.
- К уздечке пристегиваем вожжи. Если лошадь хорошо слушается повод, то вожжи продеваем через середину дуги. Если плохо – снаружи.
- Следите, чтобы гужи были сзади дуги, а не впереди. Проверьте ее устойчивость и движение телеги.
Постромочно-дышловая запряжка
Этот вид упряжки используется для работы с парой лошадей. Часто в ходе сельскохозяйственных работ нужно использовать пару. Однако для такой запряжки телега должна быть с дышлом – одиночная оглобля, которая располагается посередине. К ней пристегивается каждая лошадь. Главные части этой упряжи – это постромки, нагрудники и нашильники.
- Одеваем уздечки на лошадей и хомуты.
- Расставляем животных с правой и левой стороны от дышла.
- На дышло одеваем нашильник каждой лошади и закрепляем его в кольце на нагруднике. Нашильники контролируют натяжение постромок и фиксируют хомут.
- Затем нагрудники закрепляем за хомут и за постромки.
- Пристегиваем вожжи к уздечке.
Постромочная запряжка
Это самый простой вид запряжки, так как не имеет ни дышла, ни оглобель, ни дуги. Чаще всего такой способ упряжи называется пристяжкой. Его можно использовать как для телеги, экипажа, так и сельскохозяйственных орудий (борона, плуг). Вся суть этого вида запрягания заключается в накладывании на лошадь шлеи и пристегиванием ее за кольцо повозки. Схема одевания шлей схожа с оглобельно-дуговой упряжью.
Видео «Правильно запрягаем коня в сани»
В этом видео вы сможете увидеть весь процесс одевания упряжи на лошадь. В примере представлены сани, но запрягание в телегу идентичное.
Узнайте больше
Способ запряжки лошадей
Различают конские запряжки хомутные и лямочные. Последние имеют только подсобное значение, и поэтому нет необходимости подробно их описывать.
Рис. 49. Оглобельно-дуговая запряжка
Хомутные запряжки бывают оглобельно-дуговые, комбинированные оглобельно-постромочные, постромочно-дышловые и постромочные. Кроме того, применяют еще несколько смешанных видов запряжек: например, троечная или парная запряжка, когда по бокам или только с одной стороны коренника, запряженного в оглобельно-дуговую запряжку, припрягают на постромках пристяжных лошадей; запряжка цугом, когда впереди коренника, запряженного в оглобельную запряжку (с дугой или без дуги), пристегивают на длинных постромках одну или несколько так называемых уносных лошадей.
Оглобельно-дуговая запряжка (рис. 49) применяется, главным образом, в центральных и северных районах СССР, при запряжке лошади в оглобельную повозку, а также в сельскохозяйственные орудия, имеющие оглобли. Кроме того, в некоторых областях этот вид запряжки применяется в специально устроенных легоньких оглоблях, скрепленных с вальком, для работы в почвообрабатывающих сельскохозяйственных орудиях, особенно в плугах и окучниках (см. рис. 3).
Описанная оглобельно-дуговая запряжка имеет несомненное преимущество перед постромочной и для транспортных работ и для работ в почвообрабатывающих орудиях, так как предотвращает выворачивание клещей хомута, в результате чего лошадь может тянуть с большей силой. Нельзя применять этот способ запряжки только на таких работах, как боронование и т. п., при которых резкие толчки вызывают качавие оглобель из стороны в сторону и часто приводят к повреждению спины лошади.
Прежде чем запрягать лошадь в повозку, сначала подмазывают колеса и выверяют тяжи; последнее необходимо, чтобы обеспечить правильное положение (направление) оглобель и, таким образом, избежать перекоса хода повозки. Расстояние между передними концами оглобель должно равняться ширине дуги.
Часто, особенно у телег на деревянном ходу, бывает перекос основной частей повозки, покоящейся па задних колесах. Наличие перекоса заднего узла повозки устанавливают следующим путем: берут веревку или вожжи, один конец закрепляют спереди на шкворне под подушкой, другой – протягивают сперва до одного конца задней оси (в месте крепления чеки или гайки), а затем до другого. Расстояние от шкворня как до левого, так и до правого конца задней оси должно быть одинаковым. Если при измерении установлено, что эти расстояния неодинаковы, то, следовательно, имеется перекос. Устраняют перекос путем подтягивания соответствующего подтяжка.
Затем проверяют, равная ли длина обоих гужей на хомуте, и только после этого уже запрягают лошадь.
При запряжке лошади в первую очередь надевают уздечку. На сильном морозе, прежде чем вкладывать удило в рот лошади, его согревают в руке, иначе оно прилипнет к губам и языку лошади и повредит слизистую оболочку. Удило, обмотанное марлей или какой-либо материей, согревать не нужно. Затем накладывают седелку, а после этого – уже хомут со шлеей. Хомут надевают на голову лошади в перевернутом положении (нижними концами клещей вверх), на шее, в самом узком месте ее (у головы), хомут поворачивают (по гриве, а не против нее) в нормальное для него положение и доводят до места. Затем расправляют и надевают на лошадь шлею и освобождают из-под хомута гриву. В таком виде лошадь обычно выводят из конюшни, захватив дугу, вожжи и чересседельник с подбрюшником.
Лошадь заводят в оглобли и, прежде чем закладывать дугу, надевают на левую оглоблю сначала чересседельник, а потом подбрюшник. Последний может быть надет и на правую оглоблю, особенно в тех случаях, когда в дороге приходится освобождать чересседельник. Дугу закладывают с левой стороны, при этом левый гуж должен охватывать оглоблю снизу вверх, а правый сверху вниз. После того как дуга заложена на одинаковом расстоянии от концов оглобель (длина которых должна быть всегда одинаковой), затягивают супонь ровно настолько, чтобы хомут с фоков не сжимал шеи, а только плотно прилегал к ней. При этом не следует опасаться, если концы клещей не сойдутся даже на 3 – 5 см (на 2 – 3 пальца). Супонь полагается всегда завязывать петелькой, чтобы в случае надобности можно было быстро и легко распустить ее. При затягивании супони обычно приходится упереться ногой в клещу хомута. Нужно следить за тем, чтобы гужи были достаточно туго натянуты и дуга при ударе по ней рукой не отклонялась вперед или назад.
При слабой запряжке хомут выдается вперед дуги во время страгивания тяжелого воза, а при накате воза отклоняется сильно назад. Это не допускается.
Далее подвязывают на правой оглобле, примерно на 40 – 50 см позади дуги, сначала чересседельник, перекинутый через седелку, и затем подбрюшник, обязательно пропущенный в шлевку подпруги. Чересседельник подтягивают с таким расчетом, чтобы внизу (между хомутиной и шеей лошади) и вверху (между холкой и хомутом) можно было легко просунуть 2 – 3 пальца плашмя. Подбрюшник надо подтягивать туго. Как чересседельник, так и подбрюшник завязывают только петлей, чтобы их можно было легко и быстро развязать.
Повод, скрестив его, перекидывают по обе стороны шеи лошади или пропускают с одной стороны (свободной от гривы) и, подстегнув его подбородником уздечки, продергивают в дуговое кольцо, а затем обматывают вокруг дуги или прямо привязывают сзади нее за оглоблю с правой стороны.
Повод нельзя подтягивать коротко, так как это сильно метает свободному движению лошади, особенно во время тяжелой работы. Последними пристегивают за кольца удила вожжи, пропущенные поверх чересседельника и гужей.
Комбинированная оглобельно-постромочная (бездуговая) запряжка применяемся, главным образом, в городах и сельских местностях с усовершенствованными дорогами, а также при запряжке в некоторые сельскохозяйственные орудия. Отличается эта запряжка от описанной выше тем, что лошадь в ней тянет за постромки. Оглобли служат только для направления хода (поворота) и для сдерживания орудия или повозки при спусках с горы и при остановке.
Рис. 50. Пароконная запряжка: 1 – кочеток, 2 – вага, 3 – валек, 4 – постромка, б – передняя вага, 6 – нашильник, 7 – нагрудник, 8 – дышло
Скрепляют оглобли с хомутом не с помощью гужей и дуги, а специальными ременными или железными гужиками (запряжниками).
Постромочно-дышловая запряжка применяется при работе в пароконных дышловых повозках и во всех сельскохозяйственных орудиях и машинах, имеющих дышло (рис. 50). Наибольшее распространение они имеют в южных и юго-восточных районах нашей страны. При запряжке лошадей в дышло парой в первую очередь выравнивают по длине все постромки и нашильники с нагрудниками. Затем надевают на конец дышла или на переднюю вагу нашильники и только после этого пристегивают к валькам сначала внутренние, а потом и наружные постромки.
Дышло должно быть на высоте середины груди лошади. Конец дышла должен настолько выступать вперед, чтобы лошади не могли зацепить за него уздечкой или вожжами. Постромки всегда продевают через петли мочковых ремней шлеи. При запряжке в дышловые одноосные двухколесные сельскохозяйственные машины (сенокосилки, жнейки и пр.), на переднем конце дышла прикрепляют подвижную вагу, к концам которой туго притягивают нашильники. Благодаря этому постромки сильно натягиваются, и дышло приобретает большую устойчивость.
При запряжке лошадей в дышловые четырехколесные сельскохозяйственные машины (например, лобогрейки) и повозки нет необходимости натягивать нашильники так туго.
Весьма часто при работе в дышловых одноосных двухколесных сельскохозяйственных машинах (сенокосилках, жатках и пр.) от давления дышла на хомут получаются повреждения холки и плече-лопаточных сочленений лошади. Чтобы уменьшить давление дышла на хомут и предотвратить этим повреждения, поступают так: надевают на лошадей седелку и подтягивают постромки чересседельником настолько, чтобы они от хомута до чересседельника шли горизонтально. Как показал опыт, при этом значительно повышается работоспособность лошадей и, в частности, увеличивается скорость их движения.
Постромочная запряжка (без дышла и оглобель) является самой простой. Применяется она при использовании лошадей на пристяжке в повозках и, главным образом, во всех без исключения без дышловых сельскохозяйственных орудиях (плугах, боронах и пр.), а также на трелевке (подвозке) леса, в конных приводах, при тяге барж, невода и пр. В этой запряжке, как и в предыдущей, хомут должен быть немного короче, чем при оглобельной запряжке. Применение седелки и чересседельника целесообразно и в этом виде запряжки.
Замена постромочной запряжки легкой оглобельно-дуговой, как это уже отмечалось, повышает работоспособность лошади. Произвести эту замену очень просто. Для этого, вместо постромок, прикрепляют к вальку легкие оглобли и при запряжке лошади применяют дугу.
Необходимо твердо усвоить, что малейшая неправильность запряжки, неисправность упряжи или плохая подогнанность ее к лошади неизбежно снижают работоспособность последней и зачастую могут вызвать повреждения. Поэтому всегда очень внимательно следят за тем, чтобы при любом виде запряжки каждая часть упряжи была исправна и хорошо подогнана к лошади, а запряжка была произведена правильно.
Важно также во избежание потертости следить за тем, чтобы между шеей и хомутом не попадала грива, особенно свалявшиеся пряди ее. В дождливую погоду хомут и седелку накрывают брезентовым фартуком.