stroi-sm.ru

Жизнь животных зимой

Беседа в детском саду: Как зимуют дикие животные

Цель и задачи:
1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
5. Закрепить с детьми признаки зимы;
6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».

Зима – суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.

Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.

Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.

«Разве у нас такие водятся?» – спросите Вы.
«Разве у нас бывают постоянные засушливые сезоны как в Африке? Да и антилопы, кажется, не водятся?»

Да, в нашей местности нет таких переселений. Но в северных частях нашей необъятной страны зимой проходят похожие явления.

Что же это за животные такие?

Ежегодную миграцию наших северных оленей можно сравнить с миграцией копытных в Африке. Эти путешествия оленей не так зрелищны, ведь олени любят передвигаться маленькими группами или в одиночку. Все олени повинуются своим инстинктам, идут по бескрайним просторам тундры на юг в лесотундру и тайгу. Из года в год по одним и тем же тропам идет более миллиона северных оленей. В те места, где им легче пережить зиму.

Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных – это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.

Медведь – это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.
Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство – мед.
Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку.
Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира.
Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.

Какие животные еще впадают в спячку?
Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать на руки и пытаться разбудить, но Ваши попытки бесполезны. Этого «соню» не добудиться.

Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее.

Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут поискать себе пропитание.

Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье.
Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.

Читать еще:  Сколько стоит зааненская коза

Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег.
Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.
Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.

Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши.
На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека.
Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух

Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца – это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.
Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.

Жизнь лесных зверей зимой

На данном уроке будет рассмотрена тема «Жизнь лесных зверей зимой». В ходе урока познакомимся с жизнью лесных зверей в самое холодное время года – зимой. Узнаем, как меняется окраска у некоторых животных, какие звери впадают в спячку.

Урок: Жизнь лесных зверей зимой

1. Характеристика лесных зверей зимой

Глубок снег. Спят медведи и барсуки в своих зимних спальнях, в сухие листья спрятались мотыльки и жучки. Все стихло, только голоса птиц и следы животных рассказывают о жизни зимнего леса. Зимой меняется окраска шерсти у зверей – зайца, лисы. Некоторые животные не запасают корм на зиму – это еж, медведь, барсук. Они проводят время в глубоком снегу. Жир зверей – запас пищи, он лежит под кожей, и когда зверь не ест, проникает в кровь, а та разносит пищу по всем органам. Давайте выполним задание. Назовите животных, которые не запасают корм на зиму.

Читать еще:  Маки садовые многолетние
Рис. 1 (Источник) Рис. 2 (Источник)

Рис. 4 (Источник) Рис. 5 (Источник)

Это медведь, еж и барсук.

2. Следы животных

Представьте, что вы летите на вертолете и смотрите вниз на зимний лес. Некоторых животных мы видим: лося, зайца, лису, а некоторых животных – нет, они спят в своих берлогах, а другие прячутся в норках и дуплах.

Давайте рассмотрим следы животных на снегу.

На рисунке 7 изображен след медведя.

На рисунке 8 – следы зайца.

На рисунке 9 – следы белки.

На рисунке 10 – следы лося.

На рисунке 11 – следы кабана.

Давайте рассмотрим жизнь некоторых животных зимой.

3. Лось

Лось использует снег как защиту от холода. Их лежка – яма в снегу, по форме напоминает корыто. Зимой лоси собираются в группы, и если на лося нападают, например, волки, то лось одним ударом может убить волка.

4. Белка

Белку спасает от мороза теплая шубка и гнездо. Она строит гнездо из прутиков, а щели конопатит мхом. В гнезде даже в сильные морозы всегда около 18 о тепла. А прокормиться ей помогают сделанные запасы. Обычно у белки не один домик, а несколько: для сна, для зимовки, для выведения потомства.

За городом – лес. На пригорке – одинокая березка, ее ветви свесились прямо к сугробам. Интересно, а что там? А там – норка ежей. Осенью ежик хорошо ест, копит жир на зиму, чтобы было чем питаться в спячке. На зиму еж устроится в укромном месте, свернется клубочком и спит до весны.

6. Заяц

Скачками передвигается заяц. Зимой он белый, шубка теплая. Адомика у него нет, спит заяц на снегу. Прячется от врагов тоже на снегу. Запасов заяц не делает, обгладывает кору молоденьких осинок, грызет тонкие веточки.

7. Помощь людей лесным животным

Очень разная жизнь у животных в лесу. Зимой от мороза зверей спасает теплая шерсть, а вот корм отыскать очень трудно. Поэтому люди, которые заботятся зимой о лесных жителях, развешивают заготовленные с лета пучки листвы, раскладывают сено и овощи.

На следующем уроке будет рассмотрена тема «Как помочь птицам». На нем мы узнаем, какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам в конце осени.

Список рекомендованной литературы

1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. – М.: Русское слово.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. – М.: Просвещение.

3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

3. Центр дистанционного образования “Эйдос” (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

1. Расскажите, как животные готовятся к зиме.

2. Расскажите, какие животные спят зимой, а какие – не спят.

3. Нарисуйте рисунок на тему: «Жизнь лесных зверей зимой».

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Жизнь животных зимой

Окружающий мир

Представления детей о зиме, о признаках зимы, природных явлениях, характерных для неё, зимующих и перелетных птицах.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 21 «ГНОМИК»

Конспект

проведения интегрированной образовательной деятельности

по образовательной области «Познание (ФЦКМ)»

на тему «Жизнь животных зимой »

для детей старшего дошкольного возраста

Составила и провела

Цель: формирование представлений об объектах окружающего мира.

Задачи:

Образовательные: уточнять и расширять представления детей о зиме, о признаках зимы, природных явлениях, характерных для неё; продолжать знакомить детей с зимующими и перелетными птицами, учить узнавать птиц по основным признакам; учить отгадывать загадки, собирать картинки из отдельных фрагментов;

Развивающие: развивать интерес к рисования, учить детей рисовать цветными восковыми мелками; совершенствовать мелкую моторику;

Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус, развивать творческие способности детей, фантазию.

Предварительная работа:

– беседа о зиме, приметах зимы, о животных и их жизни в зимнее время года.

Методы и приемы

Практические: создание рисунков.

Наглядные: фрагменты разрезных картинок с изображением зимующих птиц для игры «Сложи картинку, угадай птицу», картинки с предметами для игры «Расшифруй названия птиц», показать способ рисования снегиря цветными восковыми мелками.

Словесные: загадать загадку.

Игровые: провести физкультурную минутку «Ну – ка, птички, полетели», пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?».

Читать еще:  Сколько живут суслики

Словарная работа: зима, холодно, мороз, снег, лёд, звери, зимующие и перелётные птицы.

Оборудование и материалы:

– демонстрационные: фрагменты разрезных картинок с изображением зимующих птиц для игры «Сложи картинку, угадай птицу», картинки с предметами для игры «Расшифруй названия птиц».

– раздаточные: лист бумаги, цветные восковые мелки (красный, коричневый, черный).

Используемые технологии

– ТРИЗ (развитие творческих способностей);

ХОД ОД:

1.Организационный момент

Воспитатель: Дети поздоровайтесь с нашими гостями (здравствуйте). Послушайте загадку и скажите, о каком времени года говорится в ней:

Когда это бывает?

2.Основная часть

Воспитатель: Ну, конечно это зима. А назовите мне, пожалуйста, приметы зимы (зимой холодно, солнце светит мало, много снега).

Воспитатель: Правильно, все деревья, кусты и земля покрыты снегом. Снега много. Зимой морозы сковывают льдом реки и озера, снег покрывает землю белой шубой. Некоторые звери впадают в спячку. Кто из зверей спит в лесу зимой? (медведь, ёж, барсук). А кто из зверей бегает, еду ищет? (волк, лисица, рысь, заяц, олень).

Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?»

Предлагаю выполнить движения пальчиками под текст стихотворения.

Медведь в берлоге крепко спит, Сжимают пальцы в кулачёк,

Всю зиму до весны сопит. Начиная с мизинца.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук. Показывают большой палец,

Только заиньке не спится – вращая им.

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов, Соединяют большой палец

Напетлял – и был таков! Правой руки с указательным

Пальцем левой и наоборот.

Воспитатель: Кроме зверей в лесу есть и птицы. А как называются птицы, которые остаются с нами зимовать (зимующие). А те, которые не могут зимой найти еду и улетают на юг, в теплые края (перелетные).

Воспитатель: А как хорошо вы знаете зимующих птиц, сейчас узнаем. Предлагая вам поиграть в игру.

Игра «Сложи картинку, угадай птицу»

Дети из отдельных фрагментов выкладывают картинку.

Воспитатель: Молодцы справились с заданием! А теперь предлагаю вам поиграть еще в одну игру.

Игра «Расшифруй названия птиц»

На доске зашифрованы названия птиц – они состоят из первых букв предметов изображенных на картинках. Дети называют предмет, изображенный на картинках и выделяют первую букву в названии этого предмет. Когда все буквы известны, дети вместе с педагогом читают название птиц.

Картинки (утка, тучка, кошка, арбуз)

УТКА

Картинки (гриб, рак, автобус, часы)

ГРАЧ

Воспитатель: А теперь давайте отдохнем, физкультминутку проведём.

Физкультурная минутка «Ну – ка, птички, полетели»

Выполняю вместе с детьми имитационные движения под текст стихотворения.

Ну – ка, птички, полетели,

Полетели и присели,

Поиграли в полюшке,

В сторону посмотрели,

Предлагаю детям сесть за столы.

Воспитатель: Послушайте загадку, в ней говорится о зимующей птице, которую мы будем рисовать.

На ветках, украшенных

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженных яблоки клюют.

Воспитатель: Верно, это снегири и сейчас мы нарисуем этих птиц. У вас на столах лежат листы бумаги и цветные восковые мелки, черный, коричневый и красный.

Выполняю показ: сначала рисуем ветку рябины с ягодами. Первая ветка толстая, а от неё отходят более тоненькие ветки, а от этих веток ещё ветки, на которых рисуем ягоды рябины. Затем рисуем снегиря, начиная рисование с головы, потом глаза, клюв, крылья и хвост, затем красную грудку, лапки.

Предлагаю детям начать работу.

Воспитатель: Какие красивые и яркие получились у вас рисунки. Давайте покажем нашим гостям ваших снегирей.

Проводится выставка детских работ.

Список используемой литературы:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 304 с.
  2. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4 – 7 лет с окружающим миром. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Мозаика – Синтез, Москва, 2013
  3. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. Ярославль. Академия развития, 2010
  4. Развивающие занятия с детьми 6 – 7. Под редакцией Парамоновой Л.А. Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2013
  5. Скалон Т.А. Экология для дошкольников. Учебн. – метод. пособие. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 20007
  6. Интернет ресурсы. http://pedlib.ruhttp://www.maam.ru

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector