stroi-sm.ru

Упряжь для лошадей

Упряжь для лошади: что такое сбруя для коня, какие виды бывают?

Сбруя для лошадей — совокупность особых приспособлений, предназначенных для седлания, упряжи в повозку и управления животными во время верховой езды.

Подбирается индивидуально. Правильно выбранное снаряжение должно быть прочным, комфортным в использовании для ездока и удобным для коня. Какие виды сбруи существуют, отличие их друг от друга и чем руководствоваться при выборе?

Из чего состоит сбруя и в чем ее функция

Конская амуниция состоит из:

  1. Хомута, распределяющего равномерное давление массы повозки на шею и плечевые суставы животного. Надевают на шею жеребца, рядом с холкой, снизу он проходит вдоль шейного хряща. Подбирается индивидуально.
  2. Шлеи, не дающей ярму сползать с лошадиной шеи во время движения. Выполнена в виде кожаных лямок — долевых, поперечных и откосных (по 2 шт.).
  3. Узды, расположенной на голове скакуна и использующейся для управления им. производятся без удил, с одним удилом или несколькими. Безудильная узда выполняет роль держателя животного без экипировки.
  4. Вожжей, предназначенных для контроля кобылы на расстоянии. Края вожжей крепятся к удилам.
  5. Седелки, поддерживающей оглобли.
  6. Чересседельника, выполненного по типу ремня и крепящегося на оглобле сквозь седелку.
  7. Подпруги, способствующей прочной фиксации седла. Она выглядит как широкий, прочный ремень.

Основные функции упряжи – обеспечение комфортных условий для всадника, едущего верхом, и управление лошадью для движения в нужном направлении.

Виды сбруи

Известные виды конских упряжек подразделяются на 3 типа:

  • выездные;
  • транспортные;
  • для работ в сельских хозяйствах.

Они состоят из нескольких подвидов.

Одноконная

Конструкция для одной особи бывает бездуговой и дуговой, ею оснащают одно животное. Дуговой вариант состоит из дуг, хомута, гужей и проч.

При бездуговом способе вся масса саней или повозки приходится на шлею. Одноконные конструкции оборудованы гортами и ярмом со специальными гужевыми мочками.

Постромочно-дышловая

Данный вид конской экипировки применяется на одном или паре коней. Главное ее предназначение – контроль передвижения повозки/саней и плавный вход в поворот.

Основной элемент снаряжения – расположенное сбоку дышло. Если запряжена пара жеребцов, дышло фиксируют посередине. Дышло располагают на голове с помощью специальной шлеи либо соединяют с хомутом.

Постромочная

Постромочная конструкция достаточно проста в исполнении, но неудобна при использовании на практике. Во время движения лошади со снаряжением иногда не удается сдерживать сани или повозку.

Тяга приходится на постромки и ярмо. Опытные заводчики рекомендуют оснащать постромочную упряжь тормозами – это поможет избежать травм скотинки.

Тачаночная

Сегодня тачаночный тип упряжи не применяется на практике.

Основные компоненты сбруи

Он был актуален в период до 1900-х гг. Снаряжение состоит из постромок и дышла, в него впрягают до 4 кобылок. Сегодня встретить такое почти нереально.

Комбинированная

Данное устройство предназначено для объединения большого количества скакунов — 6-8 особей. Идеально подобрать их можно при знании тягловой силы и роста животного.

Возглавляют колонну всегда наиболее выносливые и крепкие кони, которым и задают направление. Для езды повозки в нужную сторону наездник должен умело руководить лошадьми.

ЦУГ является немецким изобретением и применяется на 6 животных одновременно. Наравне с тачаночной упряжью ЦУГ в нынешнее время почти не используется на практике.

Запрягают животных в такую конструкцию по парам либо гуськом.

Хомут — основная тяговая сила

Хомут в любой амуниции – это элемент, передающий тягловое усилие лошади или другой скотине на сани, плуг, повозку и т.п. Как и раньше, сегодня они изготавливаются самых разных размеров – все зависит от типа упряжи.

Для измерения длины необходимо измерить расстояние от верхней точки внутренней прокладки до начала клещей. Ширина определяется по размещенным отверстиям, пропускающим сквозь себя гужи.

Ярмо в пароконных и одноконных системах может различаться. В пароконных упряжках они оборудуются мочками, в одноконных – гужами.

В состав входят детали:

Ярмо маленького размера может душить скакуна, а чересчур большое будет болтаться, натирая шею животного.

Дышловые пароконные упряжи

Пароконные дышловые упряжи состоят из:

  1. Хомута.
  2. Дышла.
  3. Постромков.
  4. Уздечки и вожжей.
  5. Напильника-цепи.

С помощью дышла всадник может регулировать повороты конных упряжек, а постромки передают тягловую силу с ярма на повозки. Амуниция предназначена для двух кобылиц, но используют ее зачастую на одном животном.

Как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь

Для правильного облачения коня необходимо выполнить ряд действий:

  1. Проверить элементы сбруи на наличие разрывов и потертостей, выровнять длину гужей.
  2. Надеть уздечку через уши лошади. Для этого зайти с левой стороны от коня и, удерживая животное левой рукой, правой зафиксировать ремень узды.
  3. Ввести удила через тот край, где отсутствуют зубы. В такой момент лошадь инстинктивно открывает пасть. Зимой удила следует прогревать перед использованием.
  4. Резким движением положить седелку ближе к холке питомца, затем сдвинуть на подходящее место. Эта процедура расправляет шерсть под седельным потником.
  5. Хорошо подтянуть подпругу, чтобы при движении лошади седелка не съезжала и не натирала мягкие ткани.
  6. Надеть хомут вверх ногами и шлею. Расправить шлею, после чего привести хомут в надлежащее положение. Во время этой процедуры важно следить за укладкой конской гривы. Запрещается разворачивать хомут против укладки.
  7. Надеть на коня оглобли, затем заложить дугу и зафиксировать оглобли на дуге с помощью гужей.
  8. Затянуть супонь для ее перпендикулярного нахождения по отношению к оглоблям. Собрать концы супони в петлю, быстро распускаемую при необходимости.
  9. Через седельные скобы и мочки подпруги продеть чересседельник, его конец привязать к правой оглобле. Проверить прочность устройства.
  10. Завязать подбрюшник, но так, чтобы оглобли при езде не двигались вверх-вниз. Это может травмировать скакуна и доставить неудобства всаднику.

Заключение

Если несколько десятков лет назад лошадей использовали в качестве транспорта и перевозили на них различные грузы, то в настоящее время они все реже используются в виде тяглового транспорта.

Тем не менее важно знать, что такое конская сбруя, как ее правильно выбрать и использовать, чтобы не причинить вред здоровью животного.

Упряжь для лошади и других животных: как подобрать правильную

Сбруя или упряжь для лошади является специальным комплексом приспособлений и ремней, надеваемых на корпус животных для запрягания в повозке, а также для управления ездой. В основном под сбруей подразумеваются конская упряжь. Упряжь, пребывая на корпусе при соприкосновении с телом, передает непосредственное тягловое усилие животного для повозки. Собственно благодаря этому, ошибочно подобранные или подогнанные упряжи неравномерно распределят давление и вызовут не одни лишь сложности при езде, но также и причинят болезненные и дискомфортные ощущения животным. Кроме того, неправильная затяжка ремней может вызвать ожоги в мягких тканях, натертости и прочие повреждения, из-за чего животное потеряет работоспособность.

Каждая часть упряжи должна отличаться прочностью, универсальностью, а также легкостью, простой в процессе ухода и ремонта. Поскольку чаще всего сбруя изготавливается из особой мягкой сыромятной кожи, то к ней требуется определенный уход. Следует знать, что от качества ремней зависит безопасность езды.

Кстати, после работы, пропитанные потом упряжи, развешивают на специальных вешалках или деревянных костылях в сухих хорошо проветриваемых местах. После полного просушивания все ремни необходимо смазать с помощью технического масла или жира.

Перед тем как запрячь лошадь, нужно провести внимательный осмотр сбруи, обследовать каждую часть упряжи, цельность всех ремней. Также убедиться в исправном состоянии защелок и пряжек. Кроме того, проверяют все ремни, которые приходят в соприкосновение с телом животных, чтобы убедиться в отсутствии заломов или загрязнений.

Для каких животных может применяться упряжь

В упряжь могут запрягаться многие животные как общепринятые, так и экзотические. Итак, упряжь может быть:

  • для лошадей;
  • для собак;
  • для быка;
  • осла;
  • верблюда;
  • для козла;
  • для лося и пр.

Упряжь для последних двух животных, хоть и можно назвать экзотической, но она существует.

Типы конской упряжи

На сегодняшний день существуют такие типы упряжей:

  • Одноконные;
  • Постомочно-дышловые;
  • Постромочные;
  • Тачаночные;
  • Комбинированые;
  • ЦУГ.
Читать еще:  Варшавский найк клематис

Виды и строение упряжи

Исходя из назначений и условий работы (транспортные экипажи, полевые работы), готовят специальную сбрую для лошадей. По своему строению различаются две основных разновидности упряжи: с наличием хомута или нагрудника. Их отличие в том, что передача тяговой силы осуществляется или хомутом, или шлейным нагрудником. Кроме того, упряжи различаются численностью запрягаемых лошадей. Они бывают одноконными, пароконными, четверками и прочими. Также рабочие или транспортные упряжи подразделяются на дуговые, дышловые и бездуговые.

Русские или дуговые одноконные упряжи

Дуговые упряжи, исходя из названия, отличаются от остальных видов именно дугой. Они изготавливаются из дерева при помощи специального старинного способа сгибания и нужны, чтобы удерживать гужи вокруг оглобель. Гужи нужны для того, чтобы скреплять оглобли с хомутом. Ранее в России изготовление дуг доверяли специальным мастерам, поскольку приходилось заниматься не только правильным подбором дерева, но также и подготовкой. Дуги, как часть упряжи, должны быть одновременно чрезвычайно легкими и прочными.

В конструкцию дуговой упряжи входит:

  • Дуга;
  • Хомут;
  • Шлея;
  • Седелка;
  • Чересседельник;
  • Подбрюшник;
  • Уздечка с вожжами.

Хомут является основой тяговой силы

В таких конструкциях упряжей кроме дуг важными элементами являются также и хомуты. Раз они используются и в дышловых, и бездуговых видах, то их роль и строение желательно рассмотреть более детально. Вообще, хомуты, являясь основной частью упряжи, и служат для того, чтобы передавать тяговое усилие животного для телеги, повозки или плуга.

Как и в старые времена, в наше время хомуты изготавливают самых разнообразных величин. Длина измеряется от верха внутренней подушки до клещей, а ширина по расположению отверстий через которые продеваются гужи. Хотя в одноконных и пароконных запряжках хомуты могут отличаться. В первом варианте они обладают гужами, во втором – мочками. Конструкцию хомута можно рассмотреть при помощи более распространенного примера – с гужами.

В хомуты входят:

Важное значение имеет правильный подбор такой части конской упряжи как хомут. Подгоняется он с учетом индивидуальных размеров. Так как эта часть упряжи ложится на шею животных, то тесные хомуты могут затруднить дыхание, вплоть до спазма легких, а большие и свободные — будут качаться до потертостей.

Иные части конской упряжи

Седелка – деталь упряжи, которую располагают на спине ниже холки. Она нужна для распределения части тяговых усилий на спину. Кроме того, она предназначена для амортизации толчков во время движения. Седелки подбираются в соответствии с размерами холки.

Чересседельник – часть конской упряжи, которую располагают около седелки. Он предназначен для удерживания оглоблей и хомутов с дугами путем распределения веса оглобель.

Подбрюшник – элемент упряжи, предназначенный для снятия резких колебаний хомутов, оглобель и дуг в процессе быстрого движения.

Шлея – часть конской упряжи, которая облегает корпус животного. Она предназначена для поддержания хомута при торможении или при движении под уклон.

Уздечка является элементом конской упряжи. В основном используются обычные трензельные.

Вожжи — еще один элемент упряжи. С одного конца они оснащены пряжками или карабинами, чтобы пристегивать к удилам (трензелям). Вожжи должны быть предельно сподручными. Материалом для их изготовления, как правило, служит плотная тесьма или кожа.

Нередко вместе с дугами встречается термин «зга». Он является диалектным обозначением кольца на дуге, через которое должен продеваться повод. В нынешних дуговых упряжках зга не употребляется, а сами вожжи без затруднений располагают по обоим бокам животного.

Бездуговые постромочные одноконные упряжи

В бездуговых хомутовых упряжах основные роли тяговых усилий выполняют хомуты. Только в таких случаях они крепятся к повозкам при помощи постромок. При этом хомуты с оглоблями скрепляются ременными гортами. В конструкцию такой сбруи входят:

  • Хомуты с наличием гужевых мочек;
  • Постромки;
  • Седелки;
  • Подпруги;
  • Чересседельники;
  • Горты, заменяющие гужи;
  • Уздечки с вожжами.

При рассмотрении варианта без хомутов или европейского варианта упряжи, их роль играют шорки, которые изготовляются из прочных видов кожи и состоят из нагрудных широких ремней с наличием колец. К этим кольцам пристегивают постромки. В таких конструкциях грудь и шея лошадей опоясывается нагрудными и шейными ремнями с кольцами для вожжей.

Дышловые пароконные упряжи

В пароконных упряжах применяется в основном дышло.

Такая сбруя обладает:

  • Дышлом;
  • Хомутом;
  • Постромками;
  • Уздечкой с вожжами;
  • Цепью-напильником.

В такой сбруе дышлом регулируются повороты повозок, а постромками передаются от хомутов тяговые усилия для повозок. Принято считать такую упряжь очень простой. Ее чаще используют для одного животного.

Упряжь для лошади

Набор принадлежностей для седлания и упряжки коня используется с целью обеспечения комфорта наездника и для управления скакуном. Упряжь для лошади является неотъемлемой частью коневодства. В разных случаях могут применяться различные типы конской амуниции, отличающиеся составными элементами.


Что такое сбруя

Сбруя — это обобщенный термин, обозначающий совокупность принадлежностей для управления конем во время верховой езды или запряженным в повозку животным. Предметы упряжи могут включать элементы для скаковых и грузовых лошадей.

История появления сбруи

Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.

Во времена Древней Греции и Персии большое значение придавалось роскоши сбруи, ее красоте. Элементы украшались согласно статусу наездника, демонстрируя роскошь и достаток.

В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.

Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.

Виды сбруи

В коневодстве принято делить упряжь на несколько видов и типов. По назначению системы выделяют в 4 группы:

  • спортивные;
  • выездные;
  • транспортные;
  • сельскохозяйственные.

Различные виды амуниции используются в зависимости от поставленных задач и количества скакунов. По строению типы упряжек классифицируют следующим образом:

  1. Постромочная одноконная упряжь представляет собой облегченный вариант. Оглобли отсутствуют, а управление осуществляется с использованием ременной тяги. Требуется дополнительное оснащение саней тормозами для предотвращения наезда на лошадь и оптимизации управления средством передвижения.
  2. Одноконная упряжь бывает двух видов. Дуговая сбруя является классическим европейским вариантом. В этом случае оглобли крепятся к дуге. При отсутствии дуги система называется оглобельно-постромочной. Оглобли применяются меньшей длины и крепятся к седелке на спине животного. В случае использования бездуговой постромочной одноконной упряжи отсутствует хомут, шлея передает нагрузку от саней.
  3. Постромочно-дышловая упряжь считается наиболее безопасной для человека. Дышло крепится к оглоблям жестким способом. Использование системы вызывает дискомфорт у животного вследствие давления хомута. При управлении двухколесной повозкой возможно травмирование лошади. Данный вид сбруи не используется в сельском хозяйстве.
  4. Комбинированный тип системы используется при необходимости управления несколькими скакунами. Данный тип сбруи подразумевает использование оглобель, дышла и постромка.
  5. Цуг является немецким изобретением. Применяется в случае упряжки 6 лошадей парами друг за другом. Сейчас редко практикуется использование данной системы из-за низкой скорости передвижения повозки.

Тачаночная упряжь является устаревшим видом, использовалась для управления телегами. Ее относят к разновидности постромочно-дышловой сбруи.

Из чего состоит сбруя

Под седло подкладывается вальтрап, представляющий собой специальное покрывало. Также используются ногавки — снаряжение для защиты ног животного от механических повреждений.

Читать еще:  Чем полезен редька

Подбор упряжи

Выбор упряжки по количеству лошадей

Более 6 голов ставят на торжественных шествиях или развлекательных мероприятиях. Наиболее распространенным видом упряжки является дышловая и русская (оглобельного типа).

Чистка и хранение

Правильное обслуживание и хранение сбруи продлят срок ее службы.

Современная кожаная сбруя: что нужно знать новичку

Конская упряжь несет на себе нагрузку экипажа, поэтому её правильный выбор и подгонка очень важны для сохранения здоровья и работоспособности лошади. Упряжь состоит из кожаных ремней, спроектированных так, чтобы обеспечивать равномерное распределение нагрузки. Упряжью называют крепёжно-тяговую систему для экипажа, а экипировку для верховых лошадей обычно называют сбруёй. Ремни сбруи гужевой лошади должны быть прочными и мягкими.

Раньше на сбрую коня не жалели денег. Как правило, изготовление сбруи велось по индивидуальным заказам, поэтому проводилась идеальная подгонка ремней под конкретное животное. Сейчас можно купить уже готовую упряжь, но чаще всего получается так, что не все детали подходят лошади. Люди, работающие с лошадьми, предпочитают покупать все детали в разных местах. Комплект состоит из списка стандартных элементов, которые указаны ниже. К телу лошади должны прилегать только кожаные части.

Основной комплект упряжи для экипажа и верховой езды

Функции каждого элемента сбруи

  • Хомут. Задача — передавать тяговую силу коня на повозку. Важно правильно подобрать длину и ширину хомута, чтобы на шее животного не появились потёртости. Он не должен стеснять дыхание и движения, но недопустимо и «болтание» при езде. Чтобы хомут надёжно держался, необходима прочная шлея;
  • Шлея. Данный элемент изготовлен из кожи. Функция — удержание хомута на месте при спуске с горы или торможении. Прилаживается, чтобы между буграми седалища и ободочным ремнем проходила ладонь. Чтобы не возникли потёртости, нужно подобрать размер индивидуально;
  • Седелка поддерживает запряжку через чресседельник и передаёт часть нагрузки на спину животного;
  • Подпруга закрепляет всю конструкцию упряжки на корпусе лошади и удерживает все нужные элементы на спине. Мягкие ремни из кожи должны плотно обхватывать корпус, но не давить;
  • Чересседельник пропускается через седелку и фиксируется на оглоблях. Задача — удержание массы деревянных элементов упряжи на спине;
  • Подбрюшник проведён под подпругой, а концы закрепляются на оглоблях. Подбрюшник плюс чересседельник – это два ремня, скрепленных через кольцо. Надевают их посредством петли чересседельника на оглоблю;
  • Узда состоит из нескольких тонких ремней. Требования к ремешкам удил и недоуздка самые строгие, так как губы — очень нежная часть тела животного;
  • Дуга соединяет хомут с оглоблями, а также амортизирует толчки и рывки. Изготавливается из упругого дерева;
  • Оглобли изготавливаются из прочного и лёгкого дерева. Очень важна одинаковая длина;
  • Вожжи или поводья — используются для того, чтобы управлять движениями головы лошади на расстоянии. Бывают текстильными или кожаными.

Упряжь может быть очень красивой

Виды лошадиной сбруи

Упряжь для лошадей классифицируют по двум признакам: предназначение и количество коней, на которых рассчитан комплект. По назначению сбрую делят на выездную, транспортную, сельскохозяйственную и для конной армии. Естественно, последний вариант сейчас не используется, а остался в музейных архивах. Выездные и транспортные экипажи, как правило, многолошадные. Сельхозупряжки бывают на одну и две лошади. По количеству коней упряжки делят на одиночные, двуконные и многолошадные.

Одноконная — самый распространённый тип конской упряжи — создана для 1 животного. Бывает с дугой и без. В бездуговом варианте упряжки всю тяжесть повозки несёт на себе шлея. Обязательно имеются оглобли, горты из кожаных ремней, хомута и удила с прикрепленными вожжами. Зачастую применяют короткие оглобли, которые крепятся к лошадям не к хомуту, как обычно, а к седелке.

Варианты конфигурации упряжки

  • Постромочно-дышловая упряжь используется для одного и двух коней. Основная её задача обеспечивать подконтрольное движение повозки на поворотах и спусках. Удерживающую функцию выполняет дышло. Очень часто при тяге сельхозмашин животные получают специфические повреждения сбруей по причине нажатия дышла на хомут. Для предотвращения этого надо надеть на коня седелку, подтянув постромки с помощью чресседельника. Тогда работоспособность коней внушительно увеличится;
  • Постромочная упряжь — самый простой по конструкции вариант, но неудобный, так как при спусках повозка не тормозится и налетает на лошадь. Не имеет дышла, оглобель и других удерживающих механизмов. Использовать такую упряжку можно только для тех повозок и агрегатов, которые снабжены тормозами, иначе можно навредить лошади;
  • Тачанки активно эксплуатировали до 20 века. Они запрягались четвёркой коней. Упряжь состояла из дышла, скомбинированного с постромками. При этом, две лошади в центре запрягались в дышло, а две пристяжные — за постромки, которые крепились к вагам;
  • Комбинированная упряжка рассчитана на большое количество лошадей. По этому принципу запрягается тройка. Коренник запрягается в элементы, сдерживающие экипаж, а пристяжные — только в постромки для обеспечения тяговой силы. Задача пристяжных — обеспечивать повороты повозки. Таким способом можно запрягать и 6 – 8 лошадей.

Классическая многоконная упряжь для тройки

Элементы сбруи верховой лошади

Конная армия раньше сильно повлияла на формирование сбруи, поэтому здесь будут рассмотрены не только элементы современной экипировки лошадей, но и предметы исторической упряжи для военных коней:

  • Узда с удилами — главный элемент управления лошадью. В составе конструкции несколько ремней: суголовный, налобный, щёчный, подбородный, намордный. К ним крепятся удила с двумя кольцами, грызла и поводья с темляком. Распространённые виды удил: трензель, мундштук, пелям;
  • Трензель — состоит из грызла и двух колец. За кольца трензель крепится к щечным ремешкам уздечки;
  • Мундштук — удила со специфическими боковыми «щечками», которые оказывают усиленное действие на рот животного. Мундштуки усилены цепочкой, пристёгивающейся за крючочки так, чтобы охватывать нижнюю челюсть коня. Используется при манежной езде для тонкого управления конём;
  • Пелям — это тот же мундштук, но снабжённый подвижным грызлом. Действует на рот коня слабее, чем мундштук, но сильнее, чем трензель;
  • Для крестьян, путешественников и конного полка было очень важно здоровье и работоспособность коней, поэтому на ночь их прикрывали попоной. Зимние попоны изготовляются из флиса, шерсти с синтепоновой подкладкой. Летние попоны делают из хлопка, сетки (против мух);
  • Вальтрап (покрывало под седло) — исторический элемент конных полков. Назначение — защита спины коней от повреждения седлом. Кроме того, в России он был украшением конского убора. Офицеры щеголяли упряжью друг перед другом, кроме того, цвет вальтрапа отличался в зависимости от цвета обмундирования;
  • Подпруга — широкий ремень из мягкой, но прочной кожи, предназначенный для удержания седла. Охватывает туловище лошади снизу и с боков, затем пристегивается к седлу. Самые лучшие подпруги — из натуральной кожи;
  • Ногавки — это защитное снаряжение, предназначенное для оберегания ног лошади от растяжений и ударов;
  • Недоуздок — это уздечка без удил для содержания коня на привязи;
  • Стремя — петли для ног всадника, прикрепленные к седлу.

Основные детали седла и их названия

Какой материал лучше всего?

Изготовление сбруи испокон веков велось из натуральной кожи, на сегодня этот материал также не знает себе равных. Замена текстильными элементами из натурального или синтетического волокна иногда производится, но не рекомендуется. Кожа позволяет дышать, со временем приобретает форму корпуса животного и обладает необходимой мягкостью. Кожаная сбруя — лучший вариант для коня!

Сбруя для лошадей

В прежние времена люди активно использовали лошадей для переводки грузов или даже в качестве транспорта. И почти каждый владелец знал, что качество работы во многом зависит от правильно подобранной сбруи.

Неопытные люди, имея в виду «сбруя», говорят «сиделка для лошади», что не совсем корректно. Таким просторечным способом не может называться ни одна деталь из сбруи, так как лошадиная сфера включает в себя множество специальных терминов.

Читать еще:  Выращивание кинзы на подоконнике

Упряжка лошадей состоит из элементов, которые представляют собой систему ремней, зацепов и специальных приспособлений, которые надеваются на тело животного, чтобы оно могло тянуть (а точнее, толкать) за собой повозку или нести на себе всадника. Если сбруя для лошадей правильно подобрана и умело нанесена на животное, то она будет обеспечивать качественное перемещение повозки, саней на снегу или человека. Неправильная установка компонентов может привести к различным проблемам, включая повреждения лошади или разрыв деталей сбруи.

Сбруя для лошадей

Обратите внимание! Элементы сбруи нуждаются в уходе. По окончании работы упряжь нужно вывесить сушиться в хорошо проветриваемом месте, а перед новым использованием смазать жиром или маслом все ремни.

Строение и виды упряжки

Существует несколько видов сбруи, предназначенных для разных видов работы.

Виды упряжек с хомутом

Русская или дуговая одноконная упряжка

Этот тип упряжки предполагает наличие особой детали — дуги, которая будет действовать для перераспределения нагрузки с плеч коня на весь его корпус. Считается, что такой тип запряжки позволяет перевозить большие грузы одним животным, не позволяя ему сильно устать.

Дуговая одноконная упряжка

В комплект данного вида запряжки входит:

Основное тягловое усилие распределяется между хомутом и дугой. На крепость и качество этих элементов следует обратить особое внимание. Дуги бывают гнутые из цельного дерева и клеёные. Предпочтение следует отдавать цельной дуге.

Постромочно-дышловая

Данный вид запряжки применялся в старину для телег. Дуга в этой запряжке не использовалась. Два или четыре коня ставились по обе стороны от одной оглобли (дышла) и прицеплялись к ней при помощи системы ремней (постромок).

Участие нескольких лошадей в повозке позволяло животным меньше уставать.

Тачаночная

Упряжка отличается от постромочно-дышловой тем, что по сторонам оглобли кони ставились по две в ряд. В итоге повозку тянули вчетвером.

Тачанки пользовались большой популярностью во время гражданской войны в России. Повозка развивала высокую скорость, позволяя уходить от врага.

Утративший актуальность в настоящее время вид упряжки, когда несколько коней (до восьми) ставились друг за другом — цепочкой. Такой тип запряжки не позволял развивать большую скорость и затруднял управление (кнут возницы мог достигать длины нескольких метров).

Виды упряжек с нагрудником

Одноконная бездуговая

Как понятно из названия, в комплектацию упряжи не входит дуга. Такой тип запряжки характерен для стран Европы. Основная нагрузка ложится на хомут или кожаный широкий нагрудник.

Постромочная

Запряжка, которая исключает использование дуги и оглобель. Их функцию выполняют кожаные постромки. Этот вид запряжки не эффективен из-за того, что при торможении повозка наезжает на лошадь, при движении в сторону угол поворота закладывается слишком большой.

Комбинированная

Система упряжи, включающая элементы дышловой и постромочной запряжек. Она используется при запряжке не менее 6 животных и позволяет максимально эффективно их использовать. В такой запряжке роли коней чётко распределены:

  • коренники — задают направление;
  • выносные — самые сильные особи, несущие основную нагрузку;
  • пристяжные — задают направление поворотов.

Основные детали упряжки

  • Шлея — ремень, служащий для торможения животного, он крепится к подпруге. Она охватывает коня сзади, не позволяя повозке продвинуться вперёд во время торможения.
  • Седёлка — устанавливается на спину, позади холки. Через неё проходят шлеи.
  • Дуга — деревянное приспособление, которое перераспределяет часть нагрузки с груди на спину животного.
  • Чересседельник — ремешок, протягивающийся от левой оглобли к правой через седелку и живот. Плотно затянутый чересседельник обеспечит прочность всей конструкции.
  • Хомут — элемент, представляющий собой конструкцию из дерева в виде ошейника, который кладётся на плечи коня. Он служит для распределения веса телеги или повозки на шею и плечи. В зависимости от размера грудной клетки животного подбираются разные по величине хомуты. Может включать в себя гужевые мочки для крепления ремней-постромок.

Важно! Правильно подобранный по размеру хомут лежит на плечах лошади. С затянутой супонью (в завязанном состоянии) хомут не должен давить на шею.

  • Супонь — верёвка, которой стягиваются клещи хомута после того, как он надет на лошадь.
  • Ремённые горты (или гужи) — петли из сыромятной кожи или плотной тканевой ленты на клещах хомута, которыми оглобли прикрепляются к хомуту.
  • Подбрюшник — лямка, проходящая под брюхом для прочности запряжки.
  • Поводья (вожжи для лошади) — длинный ремешок, крепящийся к уздечке с двух сторон и находится в руках у кучера. Служит для управления бегом животного.
  • Зга — колечко, за которое крепятся поводья уздечки.
  • Ногавки — кожаные или тканевые накладки на копыта, которые служат для защиты конечностей от засечек (удара ног друг об друга во время бега).
  • Вальтрап (или потник) — покрывало, подкладываемое под седло или седёлку. Служит для защиты спины коня от повреждений седлом.
  • Подпруга — широкая лямка, обеспечивающая устойчивое положение седла. Проходит поперёк корпуса и прикрепляется с двух сторон к седлу.
  • Мартингал — ремешок, служащий для удерживания головы животного в нужном положении. Один из его концов имеет петлю, которая прикрепляется к передней подпруге, а второй конец раздваивается на две части, каждая из которых оканчивается петлёй. Эти петли проходят через грудь к поводьям.

Также основной деталью является уздечка — система ремней, которая обеспечивает управление действиями лошади. Размещается на голове, включает в себя:

  • суголовный ремень — проходит за ушами, удерживает всю конструкцию на голове;
  • нащёчные ремни — два ремня, которые идут вдоль головы от затылка ко рту. Их функция заключается в удержании удил во рту у лошади;
  • подгарочный ремень — прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ганашом. Не все виды уздечек имеют в своей конструкции данную деталь;
  • налобник — ремешок, прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ушами. Представляет собой украшение;
  • капсюль — лямка, проходящая через храп. Не позволяет животному игнорировать движение удил и ограничивать открытие рта. Должен быть умеренно свободным;
  • трензель — конструкция, состоящая из трёх или двух железных деталей, которые помещаются внутрь рта лошади, на беззубый край челюсти;
  • поводья — ремешок, прикреплённый к трензелю. Он достаточно длинный, с его помощью всадник контролирует движения коня.

История появления сбруи

Первые упоминания о конской сбруе известны с глубокой древности. На фресках возрастом более четырёх тысяч лет изображены всадники на колесницах. В древних гробницах разных стран были найдены те или иные элементы упряжи. Учёные предполагают, что люди и раньше пользовались сбруей, но свидетельств этому найдено не было.

Первые упоминания о конской сбруе известны с глубокой древности.

Раньше, когда социальное положение человека имело большее значение, чем сейчас, его приходилось подчёркивать за счёт украшения сбруи. В Средние Века эта тенденция изменилась, владельцы лошадей стали больше внимания уделять функционалу.

После XVI века в связи с появлением открытых экипажей и разнообразных карет мода на красивую упряжь для лошади вернулась. В такое время богатые заводчики лошадей предпочитали яркость и вычурность функциональным характеристикам упряжки лошадей.

Сейчас практическое значение сбруи утратило свою актуальность из-за появления техники. Однако эти животные до сих пор применяются в конном спорте или просто для хобби.

Когда люди говорят «сбруя для лошадей», они предполагают, что это приспособление представляет собой систему ремней и деревянных деталей, которые надеваются на коня и служат как способ облегчить животному перевоз грузов. Сбруя может быть разнообразной, соответственно разным видам лошадиных упряжек.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]