stroi-sm.ru

Когда на руси появились коровы

Молоко каких животных пили на Руси?

История нашей цивилизации неразрывно связана с культурой производства и потребления молока, а также продуктов его переработки. Тысячелетия назад люди приручили предков современных копытных животных, научились их доить. В Древней Руси молоку придавалось большое значение. Этот продукт считался источником силы, здоровья, красоты и долголетия. До наших времен дошло немало пословиц и поговорок, отражающих уважительное отношение людей к молоку. Так каких животных доили наши далекие предки?

Как появилась корова-кормилица

Более пяти тысяч лет назад, когда жившие еще в Центральной Азии племена скифов одомашнили первых лошадей, на территории Восточной Европы существовала так называемая Трипольская культура, представителям которой ученые приписывают изобретение молочного животноводства.

Древняя цивилизация, зародившаяся еще в эпоху энеолита, датируется 5500-2700 годами до нашей эры. Она получила свое название по селу Триполье Киевской области, где были обнаружены археологические свидетельства существования этой культуры. По мнению исследователей, именно трипольцы (настоящее название народа утеряно в веках) первыми одомашнили крупный и мелкий рогатый скот.

Предками домашних коров ученые считают туров, которыми были богаты леса и степи Восточной Европы. Люди начали держать этих животных в загонах, на мощных быках возили поклажу и пахали поля. Маленьких турят кормили сеном, а остатки молока стали употреблять в пищу. Так и появились современные коровы.

Первые документальные свидетельства о молочном животноводстве на Руси ученые обнаружили на берестяных грамотах, датированных IX веком. Причем, если судить по этим историческим записям, в то время наши далекие предки уже освоили производство масла, сыра, простокваши и т.п.

Жители Древней Руси считали молоко питательным и полезным продуктом, они использовали его в приготовлении многих блюд. Издавна сохранилось уважительное отношение к корове, которую почитали главной кормилицей крестьянской семьи. Если учесть, что в дохристианские времена пожар от молнии считался божественным огнем и его было положено тушить не водой, а молоком, то можно себе представить: как много этого продукта имелось в наличии у поселян.

В эпоху православия языческие традиции почитания коров трансформировались, но не исчезли. Например, каждый год 18 апреля по старому стилю (1 мая), когда христианская церковь отмечает день святого Василия, во многих деревнях устраивали так называемые коровьи праздники. Было принято давать крупному рогатому скоту лучший корм, тщательно чистить животных, особенно в этот день.

Альтернативные варианты

Хотя основными «поставщиками» молока в Древней Руси были коровы, наши предки доили и других животных. Этой чести удостоились:

Кроме того, много веков назад русские могли пробовать молоко или продукты его переработки, полученные от:

  • верблюдицы;
  • буйволицы;
  • ослицы;
  • оленухи;
  • самки яка.

Козье молоко занимало второе место по популярности в Древней Руси, уступая лишь коровьему. Мелкий рогатый скот легче содержать, чем крупный. Козы неприхотливы, плодовиты. По этой причине они были широко распространены в крестьянском хозяйстве.

Молоко этих животных содержит больше полиненасыщенных жирных кислот, ценных белков и витаминов А, С, РР и D, чем коровье. Этот продукт легче усваивается организмом, практически не вызывает аллергии.

Причина, по которой козье молоко уступило конкурентную борьбу коровьему, заключается в специфическом запахе и вкусе, который возникает в результате работы сальных желез мелкого рогатого скота.

Несмотря на то, что практически у каждого крестьянина Древней Руси в хозяйстве была лошадь, а чаще всего и не одна, молоко кобылиц не пользовалось особой популярностью у наших предков. Если, например, жители Центральной и Средней Азии, а также татары отдавали предпочтение именно этому молоку, то соседствующие с ними русские крестьяне редко доили кобылиц и практически не употребляли в пищу их мясо.

Причину такого отношения к лошадям исследователи видят в особом уважении, которым на Руси пользовались эти животные. Их считали товарищами по работе, вместе с ними вспахивали землю. Кроме того, лошади были и боевыми соратниками, образ каждого былинного богатыря неотделим от его легендарного скакуна. Поэтому жеребенка не хотели обделять молоком кобылицы, чтобы он вырос крепким, ведь от его будущих усилий на пашне зависело благополучие крестьянской семьи. Да, и зачем доить кобылицу, когда коровы дают достаточно?

Овечье молоко полезнее коровьего и намного жирнее. В Древней Руси оно занимало третье место по употреблению. Этих животных, в основном, разводили на юге страны, где природные условия благоприятны для их содержания. Из овечьего молока готовили сыры и кисломолочные напитки. Сейчас данные продукты широко употребляют в пищу жители Крыма, Кавказа, Центральной и Средней Азии.

Верблюдиц, буйволиц и самок яка жители Древней Руси не разводили. Но они могли употреблять в пищу продукты переработки молока этих животных: сыры, брынзу, айран, джугурт, шубат и т.п. Приграничная торговля с представителями соседних народов в те времена была уже довольно развита.

Оленье молоко, которое широко употреблялось в пищу народами Севера, в 4 раза жирнее коровьего. Его могли пить только те русские, что перебрались в более морозные края по различным причинам. Например, скрываясь от преследования властей или услышав о прибыльных промыслах, которыми можно заниматься в северных землях.

Чисто теоретически жители Древней Руси могли доить и ослиц, ведь эти животные широко распространены в Европе и на Кавказе. Но практически нет никаких исторических свидетельств, что наши предки употребляли в пищу ослиное молоко. Наверное, если это и происходило, то лишь в случае крайней нужды. Например, если все коровы в округе пали от инфекционной болезни, а детей больше нечем кормить.

Кисломолочные напитки

Каждая национальная кухня может похвастаться собственным кисломолочным напитком. Античный историк Геродот (484-425 гг. до н.э.) указывал, например, что скифы-кочевники готовят из кобыльего молока кумыс. Знали этот напиток и на Руси. Так, Ипатьевская летопись объясняет успешный побег князя Игоря Святославича (1151-1201 гг.) из плена тем, что половецкие стражники были пьяны, они дескать «перебрали» кумыса, который русские в те времена именовали «млечным вином».

В Древней Руси из перебродившего молока готовили простоквашу, ряженку, сыворотку и варенец. Наши предки хорошо знали, что сыворотка способствует стройности организма, препятствует старению. Ее также использовали при лечении травм, для умывания и мытья головы, чтобы улучшить цвет лица и укрепить волосы.

Традиционным русским кисломолочным напитком был варенец, ныне незаслуженно позабытый. Он готовится из топленого молока, как и ряженка, только в отличие от нее в процессе используют не только закваску специальных бактерий, но и жирные сливки. Поэтому у варенца более мягкий и нежный вкус.

А правда, что с древности на Руси и до восемнадцатого века в Российской империи не ели телятину?

Да, действительно, телятину не ели очень долго. Практически до ХХ века. Но это было свойственным для всей Европы явлением, кроме, пожалуй, Британии, где отдельные фермеры начали откармливать бычков на убой еще в XV-XVI веках.

Дело вовсе не в неких ведических запретах или чем-то в этом роде. Коровы и бычки были важным ресурсом, который стоил кучу денег: стоимость дойной коровы и рабочего вола в некоторых местах приближалась к стоимости оружия и коней. На волах пахали и возили тяжелые грузы, а коровы способствовали увеличению количества волов и, в кач-ве приятной побочки, давали молоко.

При этом, старых коров ели, но не слишком охотно, потому что мясо у них жесткое, невкусное и требует долгого приготовления. Остальных же животных, за редким исключением, харчили за милу душу, особенно, в почете были свиньи, разумеется, а курятина в некоторых местах считалась элитным продуктом и подавалась редко, на праздники.

Зато абсолютно неприкосновенны были кони. Что, опять же, изначально происходило из их огромной стоимости и важности на войне и в хозяйстве, а позднее вошло в культуру как сакральный запрет.

вообще-то свиней ели меньше всего. Смотрите, хоть бы, что в первую очередь вспоминается Домострой

Да, это малоизвестный сейчас исторический факт. Причём царями Руси долгое время поддерживался запрет на убийство и употребление в пищу не только молодых тёлок и бычков, а и на взрослых.

Не убивать и не принимать в пищу коров был общеславянский принцип и позже также оставлен после введения христианства, так как не расходится со словом Библии. Например, “И сказал Бог: смотрите, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, что есть на земле, и каждое древо, у которого плод древесный, сеющий семя, вам сие будет в пишу” (Бытие. 1:29). “Закалывающий вола – то же, что убивающий человека” (Исайа. 66:3).

Читать еще:  Как заботятся бобры о своих детенышах

В этой статье – peshera.org , есть достаточно фактов подтверждающих, что с скифы- это славяне, тем более их антропологический тип уже давно определён, как европеоидный. Посол византийского императора Феодосия – второго (V век н.э.) говорил: «Посольство торжественно встречал хор девушек, вручающих хлеб с солью и что гостей угощали медом, квасом и блюдами без мяса». Археологически также не доказано, что скифы были мясоедами, так как слишком мало было обнаружено останков животных, а вот свидетельств о их земледельческой жизни достаточно.

Страбон в своей “Географии” пишет: «. следуют справедливейшим обычаям». Гомер называл скифов справедливейшими людьми. Эсхил говорил о них как о самом справедливом и гостеприимном из всех смертных народов, у которого ни плуг, ни заступ не режут почвы, но нивы сами собой в изобилии приносят средства к жизни. Эфор говорил, что справедливостью скифы превосходили все другие народы.

Греческий историк Ариан во 2 в. н.э. писал о скифах: «Здешние жители, прежде питались хлебом и занимались земледелием, жили в домах и имели города, но изменили традиции после нанесенного им фракийцами (позже Сарматами) поражения…». Это изменение традиций случилось в начале третьего века до нашей эры и тогда Скифов потеснили и выгнали, братский до этого народ Сарматы. По мнению некоторых историков, на скифов пошёл войной братский народ Сарматы из-за того, что те забыли свои (славянские) традиции и попали под влияние западных народов, а позже полностью деградировали. О этом пишет Эфор, в IV книге под названием «Европа» описав Европу: одни скифы настолько жестоки, что пожирают людей, а другие скифы, сарматы не употребляют в пищу даже животных.” Эфор говорил о скифах, как о справедливом народе, делая исключение для скифов -людоедов (андрофагов). По мнению некоторых историков, эта часть скифов-людоедов перебрались на территорию современной Балаклавы (Возле г. Севастополя) и позже была истреблена.

Гомер (ок. II тыс. до н.э.) и Гесиод (VIII-VII в. до н.э.) и позднее Геродот (Vв. до н.э.) сообщили миру о счастливом северном народе — гипербореях: «Они совершенствуются в справедливости, не употребляя в пищу мяса, но питаясь древними плодами». Часть историков считает, что это был один из первых славянских народов.

Млечный (молочный) путь, то есть всю галактику, в которой находятся Земля в славянской и многих других традициях считают, сотворила из своего молока небесная корова-мать: славяне называли ее корова Земун; скандинавы называли – Аудумбла; египтяне – Нут и также Метуэр; древние индийцы – красной коровой Сурабхи; кельты в Британии– красной коровой с белыми ушами – Бригантия, ирландцы – Бригита. Поэтому славяне и не убивали коров, считая их потомками небесной коровы Земун. Именем Коровы Земун был назван город в бывшей Югославии – Земун, – у впадения реки Сава в Дунай. В настоящее время административно включен в состав Белграда, известного в качестве одного из древнейших очагов славянской Винча культуры (Антич Драголюб «Непрерывность Винчанской цивилизации». Белград, 2002.)

Прародительницу человечества изображали в образе коровы у финикийцев – Астарта; у друидов – Дану; у евреев – Анат или Шехина, супруга Яхве, Иеговы (культ существовал до VI века до н. э.); у шумеров – Нинсун (мать Гильгамеша, которого называли туром); у древних иранцев – Анахита; древние аравийцы – Аллат и т.д.

В древности славяне, не забивали коров на мясо. Коров не резали, даже в случае болезни или старости. И фактическая, и условная продажа заболевшей коровы воспринималось как магическое средство, способствующее её выздоровлению.

Таким образом мы видим, что фактически до нашей эры наши предки были вегетарианцы. Традиции пошатнулись, и с приходом к власти династии Романовых в 1613 цари всё больше приносили западные традиции, однако запрет на телятину остался. Французский капитан Маржерет, побывавший в России в 1606 году в своих записках: «Что касается быков и коров, то они размножаются так же поразительно, поскольку во всей России совсем не едят телятины, потому что это противоречит их религии. Притом они ежегодно соблюдают пост пятнадцать недель, также среду и пятницу каждую неделю, что составляет около полугода».

«Помимо предписания поститься по средам и пятницам, у русских, как и других восточных славян, существовал специальный запрет на телятину» (Зеленин Д.К. “Восточнославянская этнография” (1927). М., 1991.с. 116)

В Домострое, который был написан Сильвестром духовником Ивана IV, о мясе коров ни слова, то есть коров в то время, по крайней мере, элита общества не убивала и не употребляла в пищу.

«…москвитяне питают отвращение к телятине и есть ее для них гораздо грешнее, нежели человечье мясо…». (Шведский дипломат П. Петрей. История о великом княжестве Московском. – М., 1997. – С. 258);

«… В 1569 году сожжены трое крестьян, уличенных в употреблении в пищу запрещенной церковными правилами телятины…» (Р. Г. Скрынников. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный. Т. 2. – Смоленск).

«…Телятины все упорно сыздавна, не знаю по какой причине, избегают до того, что царь Иван Васильевич приказал бросить в огонь рабочих, строивших крепость в Вологде, за то, что они, вынужденные голодом, купили и зарезали теленка…» (Курляндский путешественник Яков Рейтенфельс. Сказание о Московии. – М., 1997. – С. 356). При этом Иван Васильевич считал себя виновным в том, что до такой степени рабочие голодали и распоряжался позже, чтобы еды рабочим хватало.

Все мы помним фразу из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»: – Говорят, царь ненастоящий! Эта фраза относится к Лжедмитрию I, который объявил себя чудесно спасшимся сыном царя Ивана Грозного. С помощью польских магнатов венчался на царство 21 июля 1605 г. В 1606 году боярам удалось натравить на Лжедмитрия I толпу, побудив ее ворваться в Кремль только сообщением, что царь не настоящий, ибо ест телятину. Царь насмехался над русскими традициями, одевался в иноземное платье и т.д. Однажды Князь Василий Шуйский увидел за царским столом блюдо с телятиной и сказал, что это противоречит предписаниям религии. В том момент вельможа Михаил Игнатьевич Татищев, обратился к царю в поддержку князя Василия Шуйского, оба были удалены, впав в немилость за некие дерзкие слова. (Н.М Карамзин «История государства Российского» т.11 гл.4

Кульминацией стало такое событие, как писал немецкий писатель Конрад Буссов (Московская хроника. – М., 1998. – С. 60-61), который был свидетелем этих событий: «В субботу 10 мая, на третий день свадьбы (с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек), царь приказал приготовить в кухне все по-польски и среди других кушаний — вареную и жареную телятину. Когда русские повара увидели это и рассказали всем, в царе стали сильно сомневаться, и русские стали говорить, что он, верно, поляк, а не московит, ибо телятину они не едят». (Тоже подтвердил шведский дипломат П. Петрей в «История о великом княжестве Московском». – М., 1997. – С. 309.) И в скором времени царя свергли и казнили…

Как писал Дениис Иванович Фонвизин: «Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши, а у нас не иметь коровы есть знак бедности». Даже спустя сто лет в 1896 в России насчитывалось 31, 6 млн коров, т.е. примерно 3 коровы на 10 душ населения

Корова с древних времён очень уважалась на славянской земле, так как являлась кормилицей. Каких-то еще сто лет назад в Орловской губернии: «Когда купленную корову вводили во двор, то хозяйка дома кланялась ей в ноги, и давала ей на заслоне насоленный хлеб». Пастухи Олонецкой губернии пользовались заговорами, оберегающими скот. В одном из таких заговоров говорится про «дойных коровушек», про «милую божью скотинушку».

Быков также не убивали, так как испытывали уважение, даже в XIX в. запряженных волов называли не иначе, как «ангелами», считалось грехом их бить. Обращаясь к запряженному волу, крестьянин называл его «отцом».

Этот запрет на телятину просуществовал до 18 века.

Корова в славянской традиции.

В славянской традиции потомками коровы некогда считались не только сказочные герои, но и обычные люди. Инициал «М» в Псалтири XIV в. изображен в виде двух рыбаков, тянущих сеть и бранящихся между собой: «Потяни, корвин сын! — Сам еси таков!» В славянской литературе корова обозначала сварливых женщин: «Крикъ коровеи бол ши есть бычьего, еже противно есть прочимъ скотамъ и звЪрямъ. Подобны имъ женщины бранчивыя, но яко коровЪ бодливой, пилуютъ и претираютъ роги, тако и женамъ надобно». Однако на то, что некогда с этим животным соотносилась не просто сварливая, а вообще любая женщина, указывает весьма распространенный на Руси женский головной убор, называемый «кичка рогатая», уподобляющий свою хозяйку корове. «Рогатую кичку носили молодые замужние женщины, меняя ее в старости на безрогую. Отсюда можно заключить, что рога были связаны с производительным периодом в жизни женщин. По народным представлениям, они содействовали плодородию и благополучию семьи. Простоволосая женщина вызывала гнев домового (покровителя дома, семьи), падеж скота, неурожай хлеба и болезни людей.

Читать еще:  Скабиоза многолетняя посадка и уход

Значение коровы как символа плодородия выявляется на белорусском фольклорном материале. Примечательно выпекание «рогатого коровая» на белорусской свадьбе». Обычно рога на кичке достигали 20 см в высоту и более, однако в Калужской губернии еще в конце XIX в. девушки по праздникам надевали головной убор с огромными рогами. Показательно, что подобная традиция встречала явное осуждение со стороны духовенства и священники не пускали таких «рогатых» женщин в церковь и не допускали к причастию. В связи с этим следует вспомнить и наблюдение Н.А. Криничной: «Поскольку головной убор был неким средоточием тотемистической сущности индивида, ему, судя по мифам и преданиям, придавалось важное значение при исполнении обряда инициации. Можно предполагать, что головной убор маркируется как знак приобщения индивида к тотемному предку (тотему)». Благодаря восходящему к глубокой древности отождествлению с этими животными, становятся понятными причины того, что в разговорной речи до сих пор девушку могут называть телкой, а в Вологодской губернии невеста еще сравнительно недавно в свадебной обрядности называлась «телушкой», а жених — «быком».

В завершение следует отметить, что в целом ряде традиций бык ассоциируется и с загробным миром. Уже при раскопках в Чатал- Хююке под лепными изображениями бычьих голов были обнаружены человеческие черепа. Порфирий писал, что «души тех, кто преданы земле, принадлежат быку», а в Средней Азии в древности существовал обычай хоронить умершего, завернув его тело в бычью шкуру. В Индии приносили в дар брахманам черную корову, чтобы обеспечить переход своей души через реку смерти Вайтарани. Считалось, что душа умершего ухватится за хвост пожертвованной коровы и легко преодолеет преграду. Аналогичные представления Э. Тэйлор отметил и у европейцев: «В числе верований Северной Европы упоминается, что человек, отдавший корову бедному, найдет корову на том свете, чтобы перебраться на ней через мост смерти, а обычай вести корову в погребальной процессии, говорят, удержался до настоящего времени». На севере Руси генетически родственные верования бытовали до начала XX в. Так, во время похорон родственники покойного дарили корову нищему, говоря при этом, что это «коровка покойника». Захоронения с бычьими черепами известны еще с эпоху неолита. Как показывает загадка «чорна корова людей коле, а била воскрешае» (т.е. ночь усыпляет человека, а день пробуждает), коровы у восточных славян могли также ассоциироваться со смертью и воскрешением. В отечественной традиции встречаются и другие отголоски этого представления. В поучении, приписываемом Иоанну Златоусту, с этими животными отождествляются священники в загробном мире: «Луг наречется рай. а волове — кротции епископи и Попове, иже ходять по церковному учению и инех добро у чаще». Впоследствии на Украине отвозили покойника на кладбище на белых волах. На возможную связь коровы с загробным миром указывают и древнерусские привески из Нефедьево, на которых головы коров соседствуют с изображением луны и звезды.
Все эти факты в своей совокупности показывают существование культа сначала диких тура и туриц, а затем и домашних быка и коровы у наших далеких предков. Зародившийся еще в период охотничьего хозяйства, он еще более развился с возникновением скотоводства и, в конечном итоге, дошел до XIX в., когда был зафиксирован этнографами. С течением времени он привел к представлениям о божественности быка и олицетворении вселенной в виде коровы, которые также весьма долго сохранялись в различных местах славянского мира. Время возникновения этих представлений можно датировать с большей точностью. Как считают исследователи, предком современных домашних быков и коров был дикий бык, в частности, его вымерший в дикой природе подвид тур. Его одомашнивание произошло примерно 8500 или, по мнению других специалистов, около 10 500 лет назад вслед за приручением коз, овец и свиней. Что касается территории первоначальной доместикации, то называют треугольник Алтай — Индия — Иран, либо север Месопотамии на территории современных Турции и Ирака. Подчеркнуто эротический характер праздников, посвященных туру или быку, рогатый головной убор, уподобляющий женщину корове, представление о происхождении от них сказочных героев или восприятие вола в качестве отца — все это, вместе взятое, делает весьма правдоподобным предположение о существовании некогда у наших далеких предков мифа о браке Великой богини с быком наподобие тех мифов, которые фиксируются у раннеземледельческих культур и присутствуют в греческой традиции.

М. Серяков. Богини славянского мира.

Почему коровы были священны в русских землях

Всем известно, что в религиозных доктринах индуизма, джайнизма, зороастризма, зерванизма и буддизма корова считается священной. Древнейшие тексты — Дхарма-сутры, Ригведа, Махабхарата, Ману-смрити, Авеста прямо запрещают убивать коров, и есть их мясо.

Именно поэтому в индуистских странах Индии и Непале, а также в буддийском Въетнаме и некоторых других странах Востока корова и по сей день считается священным животным. Во многих штатах Индии за убийство или ранение коровы можно угодить в тюрьму.

Кстати не так давно в Японии (до 1856 г.), Китае, Корее и большинстве буддийских стран Востока (и не только в силу ахимсы — ненанесения вреда живым существам) корова также считалась священным животным со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Если посмотреть на Запад до христианизации, то мы увидим, что запрет на убийство коров и быков существовал в древних Египте, Греции и Риме.

На Кавказе у Лакцев и Лезгин корова до сих пор признается покровительницей их родов и также священна.

А как же дело обстояло в русских землях у наших предков?

А, собственно говоря, как это не выглядит теперь странно — аналогично.

Вдумайтесь, до Петра 1 в наших землях не существовало такого явления как скотобойни iii Более того, никто из предков не употреблял в пищу говядину. Таким образом коровье мясо попало в рацион питания русских людей совсем недавно — всего чуть более 300 лет назад. А до этого тысячелетиями корова давала нашим предкам лишь молоко, сливки, сметану, творог и сыр.

Испокон веков в среде русского народа существовал запрет на употребление в пищу говядины. Он был даже жестче, чем запрет у арабов есть свинину. Съев говядину, русский человек из Московского царства рисковал распрощаться с жизнью.

Вот что писал в своем труде «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского» француз Жак Маржерет, побывавший в России в начале XVII века: «Что касается быков и коров, то они размножаются так же поразительно, поскольку во всей России совсем не едят телятины, потому что это противоречит их религии». Нарушение запрета весьма жестко каралось властями.

Яков Рейтенфельс в своей книге «Сказание о Московии» привел предание о том, как Иван Грозный приказал бросить в огонь рабочих, строивших крепость в Вологде, за то, что они, вынужденные голодом, купили и зарезали теленка.

Остается историческим фактом то, что в 1606 году боярам удалось натравить на Лжедмитрия I толпу, сообщив простому люду, что царь не настоящий, ибо ест телятину.

Вот что писал немец Конрад Буссов в своей «Московской хронике», бывший очевидцем тех событий: «В субботу 10 мая, на третий день свадьбы, царь приказал приготовить в кухне все по-польски и среди других кушаний — вареную и жареную телятину. Когда русские повара увидели это и рассказали всем, в царе стали сильно сомневаться, и русские стали говорить, что он, верно, поляк, а не московит, ибо есть телятину считается у них большим грехом и ее не едят».

С чем же был связан данный обычай наших ведающих предков, который бытовал до Петра 1? Ведь в мудрости и глубинном ведании законов Вселенной пращуров не приходится сомневаться, слишком часто мы в этом убеждались…

Как объяснил один из моих учителей — волхв валдайской традиции, сей древний устой объясняется звездным мировоззрением наших пращуров.

Словене, кривичи (кравичи) и другие славяне считали себя потомками Бога Велеса. А Велес по преданию является сыном Небесной Коровы (Кравы) Земун. Поэтому Велес часто изображается как бык или человек с бычьей головой, величаясь Велесом-Коровичем (в русских сказках — Иван-коровий сын).

Читать еще:  Как варить компот из чернослива

Кстати, стоит отметить, что указанное перекликается с образом Шивы, одного из главных индуистских Богов, который ездит на священной корове (или быке) Нанди!

Отсюда проистекает и трепетное отношение к коровам, быкам и телятам, бытовавшее ранее в русском народе.

Предки мыслили себя так. Раз мы потомки Коровы Земун, значит, чтобы прожить жизнь достойно и уйти Богами стезей Прави в Сваргу, необходимо уважительно относиться к земным «буренкам» и «зорькам», которые являются зримым воплощением нашей Звездной Праматери Земун — из чьих сосцов течет Великий Млечный путь (в русских сказках — молочная река кисельные берега), ведущий к Роду — Творцу Вселенной iii

Подчеркнем здесь, что почитание славянами Коровы Земун перекликается с почитанием ариями священной коровы Сурабхи (или Камадхену), исполняющей желания. Брахманы говорили, что частичка Сурабхи есть в каждой живой корове, и что если правильно попросить — любая корова, будучи связанная с Сурабхи, может помочь его исполнить!

Также к месту здесь вспоминается индуисткое предание, согласно которому для того, чтобы добраться до Небес необходимо переплыть реку, а сделать это можно только с помощью коровы, держась за ее хвост.

Совсем как в нашей поговорке: Млечный путь — дорога в Рай. А Велес и Земун как раз и помогают достойным славянам проплыть по этой звездной Реке в Град Творца, сияющий на всю Вселенную своим Золотым Светом.

Вот это и надо нам всем вспомнить, пробудившись — станешь Жить, а зажив — взрастешь к Роду Вселенскому iii

Кто желает лучше понять мировоззрение славян, можете прочесть сказки «Крошечка-хаврошечка» или «Буренка», в которых видно истинное отношение наших предков к корове, и узреть за образом сказочной коровы Образ Небесной Земун, ибо сказы древние всегда иносказательны и аллегоричны.

Пусть ваши Роды процветают iii

Сергей Лазарев
Образовательный клуб «Земун»

Кому интересно подпишитесь на рассылки безоплатных обучающих материалов Образовательного Клуба «Земун» по следующим темам

  1. Родовая наука (Родоведение/Сила рода). Ведущий Лазарев С.В.
  2. Женское ведовство и обережные куклы. Ведущая Лазарева-Кольцова Е.А.
  3. Словенская звездная наука. Ведущий Лазарев С.В.
  4. Денежная наука. Ведущий Лазарев С.В.
  5. Княжья наука. Ведущий Лазарев С.В.
  6. Хлебопечение и питание. Ведущий Лазарев С.В.
  7. Родовая здрава. Ведущий Лазарев С.В.

Корова

Похожие статьи

Командорский ремнезуб

Коровы – это самки домашних быков, парнокопытные жвачные животные семейства полорогие. Разводят их с целью получения мяса, молока и кожи. В зависимости от особенностей различают породу коров мясную, мясо-молочную и молочную.

Описание

Размеры

Коровы являются крупными, массивными животными, их средняя масса около 750 кг, может составлять от 147 до 1363 кг, рост находится в пределах 120-150 см.

Внешность

Морда у коровы большая и широкая, с широким, плоским лбом, сверху покрыта густым, курчавым мехом. Шея короткая массивная. На голове расположены два полых рога, встречаются и безрогие особи. Растут рога вверх или в стороны, лироподобной формы. Уши низкие, у некоторых видов с «сережками». Глаза большие, выпуклые. Хвост длинный, толстый, заканчивается кисточкой, располагается высоко. Спина немного изогнута. Бедра крупные, плоские. В паховой области располагается вымя, то есть молочная железа, разделенная перегородкой на две половинки.

Тело коровы покрывает короткая шерсть, окрашенная в белый, чёрный, рыжий или коричневый цвет и их оттенки. Окраска бывает однотонной, пегой и полосатой.

Особенности питания

Коровы, как и прочий крупный рогатый скот, относятся к растительноядным животным. Благодаря своему анатомическому строению они способны к перевариванию грубых, сочных и зерновых кормов. Грубые корма отличаются высоким содержанием клетчатки и малым процентом влаги (сено, веточный корм, солома). Сочные корма, напротив, богаты влагой (силос, трава, свёкла). Зерновые или концентрированные корма обладают высокой питательной ценностью (шрот, жмых, гранулированный корм, зерно: пшеница, тритикале, ячмень, овёс, просо, сорго, маис).

Типы кормления

  1. объёмистый (немного концентрата),
  2. малоконцентратный,
  3. концентратный.

Оптимальный тип кормления

Самым оптимальным является первый с около 70 % грубого и сочного корма.
Чтобы скот был продуктивным, в его рацион включают добавки животной природы: костную муку, мясокостную муку, минеральные вещества, поваренную соль, витамины.

Распространение коров

Происхождение

Предки домашней коровы – это дикие быки, к примеру, тур, который в природе уже вымер. Процесс одомашнивания этих животных начался еще в раннем неолите, после одомашнивания козы, овцы и свиньи. Происходил он на территории от Алтая до Индии и в Передней Азии. В Азии одомашнивали туров, а в Индостане – зебу.

Вначале крупный рогатый скот был длиннорогим: в таком виде он распространился из Азии и с Балканского полуострова в Африку (примерно 7000 лет назад) и Европу (около 5000 лет назад). Мелкие короткорогие разновидности появились в Европе и были известны как кельтские или иберийские.

Первые пробы вывести породы коров определенных качеств приписываются жителям Древнего Рима. Затем этими вопросами занимались на территории Великобритании, Нидерландов, Франции и Швейцарии. Так удалось создать широкий ряд современных пород. Все они меньше по размерам, чем древние разновидности, в течение 3000 лет размеры домашних коров уменьшились на треть.

Распространенные породы

Подвиды

  • Корова (Bos taurus taurus)
  • Зебу (Bos taurus indicus) – отличается наличием горба на спине.
  • Тур (Bos taurus primigenius) – вымерший дикий предок домашней коровы.

На сегодняшний день известно около 1080 пород коровы, 121 порода зебу и 29 гибридных пород. Были выведены молочные, мясные и смешанные мясо-молочные породы в зависимости от потребностей и кормовой базы того или иного региона разведения.

Поведение

Корова – это стадное животное. В каждом стаде есть своя доминантная иерархия, которая формируется в ходе столкновений между особями. Раз установившись она остается в данном стаде неизменной. В целом стадо живет дружно и слушается своего лидера. Для общения друг с другом домашние коровы применяют специальные запахи и феромоны. С помощью развитого обоняния они такое различают эмоции своих сородичей, особенно, испуг и возбуждение. Постановка головы – еще одно средство коммуникации. Она выражает настроение животного (подчиненное, тревожное). Мычание или рев коров служат для выражения страдания (при запоздалой дойке), голода, жажды, призыва телёнка или сородича.

Около трети дня коровы проводят на пастбище, еще треть занимаются пережёвыванием жвачки, все остальное время – отдыхают.

Размножение

Коровы живут около 20 лет, изредка – до 35 лет. Растут до возраста 5 лет, максимально до 6-7 лет. Половой зрелости молодые телки достигают в 1-2 года, в то время как бычки в 6-8 месяцев. Интересно, что половая зрелость как таковая не является свидетельством того, что организм животного готов к воспроизводству, у коров этот процесс больше связан не с возрастом, а с весом. Считается, что к размножению готовые особи, которые достигли веса в 50-60 % от массы взрослой особи той же породы. Вот почему бычков и телок содержат отдельно до полного созревания. Телок случают в среднем с возраста 18-22 месяца, бычков немного раньше (14-18 месяцев). Конкретного брачного периода у коровы нет, размножение возможно в течение всего года.

Беременных тёлок называют стельными. Стельность у них длится около 285 суток. За 1,5-2 месяца до отёла у коровы появляется вымя. Рождается, как правило, один теленок, изредка случаются двойни (в 2 % случаев). Вес новорожденных телят находится в пределах 18-60 кг в зависимости от породы.

После отёла начинается лактация. В первую неделю корова даёт так называемое «молозиво». Молочное вскармливание молодняка продолжается до возраста 9 месяцев (у мясных пород 6-8 месяцев), но уже с трех месяцев телята начинают питаться также и травой. После отёла лактация продолжается до года при выкармливания молоком потомства или при регулярной дойке. Через 45-60 дней корову осеменяют снова, а за 2 месяца до нового отела перестают доить.

Угрозы

Домашняя корова – широко распространенное животное, разведением которого занимаются во всем мире. Для крестьян корова была и остаётся олицетворением богатства и достатка, в России ее часто называют кормилицей. Корова выполняет три основные задачи в хозяйстве: дает мясо, молоко и служит тягловой силой. Примерно половина получаемого в мире мяса и около 95 % молока дают именно коровы, в качестве рабочей силы в индустриальных странах они практически не используются, но сохраняют это значение в некоторых областях Африки и Азии.

Главным в мире производителем и потребителем говядины являются США: здесь используют около четверти всей мировой продукции. Второй признанный экспортер говядины – это Австралия. В Западной Европе по этим показателям лидируют Франция и Германия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector